Управление образования Орехово-Зуевского муниципального района МО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Давыдовский лицей"

- победитель конкурса ПНПО 2006г. , 

- победитель конкурса  МОУ в Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы 2012г.

 

Рабочая программа по курсу "Основы Православной культуры" для 1 класса

   

РОДЯКИНА Т.В. учитель русского языка и литературы

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     Программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», направлена на реализацию поставленных в нем целей и задач, включает его содержательные компоненты с учетом возможностей учащихся младшего школьного возрас­та и предназначена для использования в первом классе общеобразовательных учебных заведений любого типа.

     В программе первого года обучения закладываются основы религиозно-эстетического восприятия явлений окружающей жизни, фундамента культурологических представлений, свя­зи представлений ребенка о его жизни с православной куль­турой. В каждой четверти рассматриваются новые аспекты ос­новной темы года. В программе выделены два направления, на основе которых организуется и педагогически интерпре­тируется рекомендуемое содержание и разрабатывается ме­тодика обучения и воспитания:

1.   Связь православной культуры с жизнью.

2.   Опора на образно-эмоциональный строй   отобранного материала.

В соответствии с ними поставлены задачи четвертей:

  • Установление личных связей ребенка с православной культурой.
  • Развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира.
  • Увлечение детей элементарными формами творческой де­ятельности на основе образцов православной культуры.

Такой подход дает большие возможности для духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся.

 

Принципами отбора материала для программы 1 клас­са, помимо указанных общих для всех классов, приняты:

  • принцип нравственной значимости и художественно­сти материала;
  • принцип привлекательности и доступности для детей;
  • принцип педагогической емкости (возможности ис­пользования одного и того же содержательного ядра: это может быть эпизод из текста Священного Писа­ния, отрывок из литературного произведения, образец
    художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач).

     Нельзя торопить ребенка с осознанием понятий право­славной культуры. Восприятие детей должно быть посте­пенно подготовлено к общению с ее глубоким содержани­ем. Наиболее удобная форма введения младшего школьника в православную культуру — через знакомые представления и образы, в которых он учится видеть проявление красоты в окружающем мире. Развитие эстетического (художест­венного) восприятия красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учиться не только правиль­но видеть, но и создавать красивое. Развитие на уроках умения «творить» самостоятельно, создавать красивое по­степенно подводит детей к осознанию сложности Божиего мира и разнообразию форм присутствующей в нем красо­ты. Развитие эстетического восприятия, способности к со­переживанию эстетических чувств в процессе собственно­го даже самого элементарного творчества закладывает у ребенка основу понимания взаимосвязи красоты и добра в мире, сотворённом по Божиему замыслу.

     Чтобы дети полноценно воспринимали православную культуру, они должны научиться понимать ее язык. Поэто­му в программе рекомендуются произведения, которые дают основу для всестороннего ознакомления детей с различны­ми видами православной культуры. Это религиозная симво­лика и религиозный канон; изобразительное и декоративно-прикладное искусство; филология; музыкальное искусство.

     Соответственно с требованиями программы дети долж­ны получить элементарные базовые знания (представления) о православной культуре на основе художественных впечатлений, научиться разбираться в ее разных формах и видах, в различных выразительных средствах. Для этого их вос­приятие должно содержать эмоциональный и логический компоненты. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмоциональным восприятием, умениями видеть изображение и слышать музыку; посколь­ку нельзя осознать то, чего не увидел и не услышал. Что­бы полнее воспринять православную культуру, дети долж­ны научиться осознавать свои эстетические впечатления. Поэтому, знакомя детей с каждой новой темой, учитель, прежде всего, должен стремиться к тому, чтобы они полу­чили яркое эстетическое впечатление: А затем, объясняя содержание темы, он должен развивать нравственное чув­ство сопереживания и на этой основе учить детей понимать содержание и язык православной культуры как нерастор­жимое единство.

     С учетом культурологической направленности предмета, а также его высоких воспитательных возможностей веду­щими общепедагогическими принципами при решении учебно-воспитательных задач в младших классах были оп­ределены принцип опоры на положительное в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.

     Непременным условием формирования восприятия детей является применение методов работы, пробуждающих твор­ческую активность. Важно, чтобы на уроках создавалась «по­исковая ситуация», при которой дети учились бы вслуши­ваться, всматриваться в изучаемый литературный и музы­кально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя и знакомое, оценивать нравственную и художествен­ную стороны явления (в этом случае начинают развиваться способность сопереживания и художественный вкус).

     Так как одним из ведущих общих принципов програм­мы является личностно-ориентированный подход, то, преж­де всего, должна быть решена задача обеспечения личност­ного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умения ребенка смотреть на окружающую его жизнь глазами созда­теля православной культуры (художника, строителя, му­зыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстети­ческого восприятия. Но к этому ребенка следует подводить, опираясь на имеющиеся у него возможности. Так как пред­мет «Православная культура» относится к образователь­ным областям «Обществознание», «Искусство» и «Филоло­гия», то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптими­зируя процесс решения задач духовно-нравственного и эс­тетического воспитания". 

     Умение видеть красоту Божьего мира не дано человеку от рождения. Однако душа ребенка, имея Божественную основу, способна откликнуться на отражение Божествен­ной красоты в красоте окружающего мира при условии раз­вития у него нравственных и эстетических чувств. Мате­риал 1 класса закладывает основу для развития этих спо­собностей.

     Таким образом, исходя из особенностей и возможностей
детского восприятия православной культуры, определяется
тематика 1 класса: это годовой круг календарь основных
церковных православных праздников, отразивших хрис­тианскую идею спасения в религиозных, художественных и бытовых формах и рассмотренных сквозь призму воспри­ятия православного ребенка.                                                                   .

     В соответствии со специфическими компонентами содер­жания знакомство с православной культурой предполага­ет три направления ее постижения.

1.        Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьника­ми правил поведения человека, данных Богом, сущнос­ти добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современно­го ребенка.     

2.        Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изобра­жение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок
и стихов, пение и ритмические действия). А также зна­комство с профессиональной деятельностью людей (ху­дожников, архитекторов, музыкантов, композиторов) —
создателей объектов православной культуры.

3.        Православная культура как язык (способ) выражения осваивается как язык православного искусства: в произ­ведениях религиозной живописи, иконописи, архитекту­ры через освоение основных компонентов — цвета, ли­нии, формы, объема, пространства, композиции; в произ­ведениях музыкального искусства — жанров, интонации; религии — через содержание Священного Писания, по­нятий молитвы, храма, богослужения.

     Материал программы 1 класса включает компоненты всех трех направлений и по уровню сложности соответствует возможностям школьников. В 1 классе — это эпизодическое, пропедевтическое изучение. Материал отобран с уче­том возрастных ценностных ориентации и психологичес­ких особенностей младших школьников, для которых глав­ными ценностями являются семья и любовь. Исходя из это­го в качестве ведущих базовых понятий изучаются такие, как Бог-Творец, творение, красота. Они являются интегри­рующими при организации основных образовательных эле­ментов содержательных линий, состав которых определен в «Примерном содержании образования по учебному пред­мету «Православная культура»

ПРИМЕРНОЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Общий объем 34 часа в год.

Общая тема 1 класса: «Мы и мир Божий вокруг нас» («Тво­рец и творение»).
Темы четвертей:

  I — «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изо­бражаем».

 II — «В ожидании Рождества — самого красивого собы­тия зимы».

III   — «Праздники-радости».

IV   — «Пасха: Цвета и звуки весны».

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем.(9 ч)

Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (построй­ки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, Дома, храмы), Бог — Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом че­ловеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звуча­нии. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.

 

В ожидании Рождества самого красивого события зимы. (7ч)

Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия. Непослушание. Печаль. Болезнь. Смерть. Мои поступки. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огор­чаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в зву­ках и красках окружающего мира. Как выражается настро­ение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выраже­ние отношения через музыкальное и художественное изоб­ражение природы, человека. Как бороться с грехом? Может ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Про­мысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. По­топ. Как Бог простил людей? Невозможность существования у человека печали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Пресвятая Богородица.

 

Праздники-радости.   (10ч)

Рождество Христово — самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные обычаи. Наше участие в православ­ных праздниках. Праздники в нашем доме: день рождения, Новый год, Масленица. Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. День Ангела. Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель. Твой святой покровитель. Имя человека. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сер­гий Радонежский. Князь Димитрий Донской.

 

Пасха: цвета и звуки весны.(8ч)

Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обы­чаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пас­хальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня По­беды. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Побе­доносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности человека-христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к себе, Обязанность человека - сохранить краси­вый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?

 

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ

 

К концу 1-го года обучения дети должны:

·        иметь представление о разных способах отражения прекрасного (слово, краски, звуки); о храме как особом месте, посвященном Богу; о сотворении мира  в трактовке Библии;

·        иметь первоначальную базу для формирования таких духовно-нравственных понятий как «благочестие», «грех», «красота», «послушание», «благодарность», «ответственность»;

·        иметь представление об историческом содержании основных христианских праздников (Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Пасха), знать наиболее распространенные церковные и народные традиции, связанные с этими праздниками;

·        различать «доброе» и «злое»  в цвете и музыке (консонанс, диссонанс);

·        уметь составлять  свое родословное дерево.

 

 

Учебно-методическая литература.

 

1.   Залетова ТЛ. Уроки нравственности по материалам русских народ­ных сказок. Экспериментальная программа для учащихся 1 класса об­щеобразовательной школы. - СПб., 1999. - 10 с.

2.   Шевченко ЛЛ., Шестун Евгений, протоиерей. Православная куль­тура: Методическое пособие для учителя. 1 класс. - М.: Издательский дом "Покров, 2003. - 120 с.

3.   Шевченко Л.Л., Шестун Евгений, протоиерей. Православная куль­тура: Наглядное пособие "Иллюстрации". 1 класс. - М.: Издательский дом "Покров", 2003. - 112 с: ил.

4.   Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. - М., 2001. -576 с.

5.   Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культу­ры. - Книга для учителя. - М.: Первое сентября, 2001. - 256 с.

 

 

Тематическое планирование уроков курса «Основы православной культуры».

1 год обучения.

 

№ уро-ка

Дата

Тема урока

Проблема

Понятия

Планируемый результат

УУД

личностные

Регулятив-ные

Познаватель-ные

Коммуника-тивные

I четверть

«Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем».

1.

02.09

Красота в окружающем мире.

Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.

красота

-находить красивое в окружающем мире: видеть, слышать, чувствовать красоту;

 

 

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «красота», «родина», «природа», «семья»

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2-3.

09,16.

09

Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотвор-ная.

Чему нас учит прекрасный мир? Привлекать внимание детей к разнообразию

(цветовому, звуковому)

окружающего мира.

Творение Родина, Отечество,Русь православная

- понимать свое состояние и оценивать его;

 

Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Отвечать на простые вопросы учителя,

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

4.

23.09

Бог – Творец красивого мира.

В чем люди видят красоту русской земли? Объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта – красота».

Священная история Бог, любовь, доброта, красота, Библия.

Храм.

- выражать словами: поддержку, благодарность, просьбу и т.д.,

 

Уважение к своему народу, к своей родине. 

Уметь сопоставлять полученную   информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

5.

30.09

Сотворение человека.

Познакомить с библейской историей о том, как Бог создал Адама и Еву.

Бог

Человек

Образ и подобие Божие

Адам, Ева.

- сдерживать чувства раздражения, недовольства и т.д.;

первоначальные навыки работы в группе

Уметь самостоятельно организовывать поиск информации

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Слушать и понимать речь других.

 

6-7

07,14.

10

Правила жизни, данные людям.

Какие правила для жизни получили от Бога Адам и Ева?

Познакомить с правилами, данными Богом первым людям.

Молитва, Отче наш, послушание, любовь, доброта

- понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать в своей речи.

Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Работать  в паре.

8.

21.10

Как изобразить доброе и красивое?

Какого человека называют добрым?

Разработать связь между нравственными и эстетическими понятиями «красивое – доброе – послушание».

Добро, зло.

Ангел

Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

 

Отвечать на простые вопросы учителя,

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

9

28.10

Как люди покинули Рай.

Почему Бог не оставил Адама и Еву в раю? Познакомить с историей Адама и Евы.

Прощение, злоба, гордость, непослушание, раскаяние

- понимать связь между причиной (плохим поступком) и следствием (наказанием);

Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

составлять план и определять последовательность действий

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

II четверть

«В ожидании Рождества – самого красивого события зимы».

10

12.11

Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира.

Разработать взаимосвязи этических и эстетических понятий «непослушание – грусть – некрасивое».

Грусть.

- быть вежливым, вниматель-ным, благодарным;

 

формулирование нравственных проблем

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

11

19.11

Добрые и злые люди.

Каин и Авель

Как нужно жить со своими братьями?

Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех».

Благочестие, печаль, смерть, покаяние.

- объяснить, как связаны между собой понятия «любовь – мир – красота»;

 

Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Уметь сопоставлять полученную   информацию с имеющимся жизненным опытом.

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

12

26.11

За что были наказаны люди. Потоп

За что Бог наказал людей? Познакомить с нравственными нормами поведения христиан

Грех.

приводить примеры из библейской истории и находить их в современной жизни;

 

Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Организовы-вать свое рабочее место под руководством учителя.

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Слушать и понимать речь других.

13-14

03,10.

12

Как Бог простил людей. В ожидании праздника.

Почему Рождество Пресвятой Богородицы стало источником радости для всего мира? Познакомить с детством Пресвятой Богородицы и введении Её во храм.

Богороди-ца

Архангел Гавриил, Благовещение.

- понимать и объяснять значение праздников в жизни человека;

- проявить внимание, любовь, заботу

развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

 

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

 

15-16

17,24.

12

Повторение.

Повторить материал по данной теме.

 

- понимать и объяснять значение новых слов и правильно использовать в своей речи.

 

первоначальные навыки работы в группе

Организовы-вать свое рабочее место под руководством учителя.

Отвечать на простые вопросы учителя,

Участвовать  в паре.

III четверть

«Праздники-радости».

17-18

13,20.01

Чему мы радуемся зимой. Праздники Рождества Христова».

Чему посвящен праздник Рождества?

Познакомить с рассказом о Рождестве Христовом.

Рождество, Иисус Христос, стыд, слава Богу, неблагодарность.

- назвать основные христианские праздники;

 

 

 

Доброжелательность, доверие и внимательность к людям,

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

19

27.01

Зимние радости. Святки.

Что такое Святки? Раскрытие взаимосвязи между этическими и эстетическими понятиями: любовь-благоволение-

Мир-красота-

благодарение.

Мир, благоволение, лень.

- рассказать об основных христианских праздниках;

 

нравственно-этическая ориентация

Уметь сопоставлять полученную   информацию с имеющимся жизненным опытом.

самим задавать вопросы

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

20

03.02

Праздник Крещения.

Для чего люди крестились?

Познакомить с рассказом о Крещении Христа.

Крестный ход, святая вода.

- понимать и объяснять, почему праздники бывают переходящие и непереходящие;

Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

Уметь самостоятельно организовывать поиск информации

Подробно пересказывать прослушан-ное; определять тему.

Слушать и понимать речь других.

21

10.02

Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения.

Как христиане выбирают имя ребенку?

Познакомить с историями о помощи святых.

Ангел.

- приготовить поздравление с днем Ангела или именинами;

- рассказать о своем святом покровителе;

 

Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Уметь сопоставлять полученную   информацию с имеющимся жизненным опытом.

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

22

24.02

Праздник Дня защитника Отечества.

Что такое Отечество? Кто является защитниками Отечества?

Раскрытие духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава, православие.

Православие, Отечество, защитник, герой.

- принимать активное участие в праздничных мероприятиях;

 

Уважение к своему народу, к своей родине. 

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

23

02.03

Радости Масленицы. Прощённое воскресенье.

Что означает праздник Масленицы? Познакомить с праздниками (Масленица и Прощёное воскресенье) и их обычаями.

Прощение.

- объяснить духовный смысл основных христианских праздников;

 

уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнера,

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

24-25

09,16.

03

Как люди предали Христа.

Какие поступки мы называем предательством?

Познакомить с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Дать представление о Великом Посте.

Иуда, Тайная Вечерня, Распятие, Великий Пост.

приводить примеры из библейской истории и находить их в современной жизни;

 

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

принятие и сохранение учебной задачи;

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Слушать и понимать речь других.

26

23.03

Повторение.

Повторить и закрепить знания по данному разделу.

 

- понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать их в речи.

первоначальные навыки работы в группе

Уметь сопоставлять полученную   информацию с имеющимся жизненным опытом.

произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

Участвовать  в паре.

IV четверть

«Пасха: цвета и звуки весны».

27

06.04

Весенние радости.

Какой обычай на Руси соблюдали в праздник Благовещение? Познакомить с праздником «Благовещения», рассказать о традиционных праздничных обычаях.

Благовещение, Богородица

- рассказать о главных христианских праздниках;

 

Обсуждение в ходе совместной деятельности возникающей проблемы

Уметь самостоятельно организовывать поиск информации

самим задавать вопросы

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

28

13.04

В ожидании праздника.

Где и почему распяли Иисуса Христа?

Дать представление о Страстной и Светлой седмицах.

Крест, Плащаница, Голгофа Евангелие.

- понимать и объяснять значение новых слов, правильно использовать их в своей речи.

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

29

20.04

Какого цвета праздник Пасхи?

Как празднуется христианами праздник Пасхи? Показать особое значение и познакомить с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи.

Воскресение Христово.

- объяснить духовный смысл основных христианских праздников;

 

развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

использовать речь для регуляции своего действия;

30

27.04

Праздник дня Победы.

Что такое Радоница? Сопоставить радости – радуги и радоницы – памяти о предках.

Память, герои, радоница.

- рассказать о подвигах по защите Отечества;

 

чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за  благосостояние общества;

Уметь сопоставлять полученную   информацию с имеющимся жизненным опытом.

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

31

04.05

Родословие моей семьи.

Как рождается семья? Рассказать о христианском понимании семьи, о том, как рождается семья.

Семья, родословное дерево, предки.

- рассказать о значении отца и матери в семье и доме;

- рассказать об иконах Божией Матери;

- объяснять связь между понятиями «вековое дерево – дерево жизни», «течение реки – течение жизни», «путь к счастью – путь к спасению – дорога жизни»;

Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

 

составлять план и определять последовательность действий

Отвечать на простые вопросы учителя,

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

32

11.05

Мои обязанности.

За что несет ответственность каждый человек? Дать представление об обязанностях человека, христианина.

Обязан-ность, ответственность

принятие и уважение ценностей семьи и общества,  школы, коллектива и стремления следовать им;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

использовать речь для регуляции своего действия;

33

18.05

Экскурсия в храм.

Как устроен храм? Познакомить с храмом, его историей, убранством, святынями.

Икона.

- рассказать о значении, назначении и устройстве храма;

- назвать имя святых, которые изображены на иконах;

- правильно вести себя в храме;

- правильно обратиться к священнику или служащему в храме;

- понимать и объяснять, как в храме соединяются два мира: видимый и невидимый.

развитие готовности к самостоятельным поступкам и  действиям, ответственности за их результаты;

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Слушать и понимать речь других.

34

25.05

Итоговый урок.

Повторить и закрепить знания, полученные в течение учебного года.

 

- понимать и объяснять значение новых слов и правильно использовать в своей речи.

Доброжелательность, доверие и внимательность к людям,

контроль

произвольные и осознанные устные высказывания

Участвовать  в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»