Управление образования Орехово-Зуевского муниципального района МО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Давыдовский лицей"

- победитель конкурса ПНПО 2006г. , 

- победитель конкурса  МОУ в Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы 2012г.

 

"Основы Православной культуры" для 2 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 

РОДЯКИНА Т.В. учитель русского языка и литературы

 

Пояснительная записка

 

     Настоящая рабочая программа учебного предмета «Православная культура» для 2 класса разработана на основе:

     Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» (письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16);

     авторской программы «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 2 года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144с.).

 

Цели предмета «Православная культура» * отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на:

     приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;

     обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации;

     воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;

     интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

     формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

 

     Программа учебного курса, являясь продолжением изучения православной культуры во 2  классе, позволяет решить следующие задачи:

 

1.     Научить ребёнка видеть красоту внешнюю (в окружающем мире, в природе, в быту), так как от внешнего мира красоты возвышается душа.

2.     Дать знаний о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной и её источника в Боге Красоте.

3.     Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни и т.д.).

4.     Дать знания о христианской антропологии: о том, в чём христиане видели (созерцали) красоту (образ Божий) человека (совесть).

5.     Дать знания и показать на примерах житий святых как строилась система отношений христиан к ближним (по Евангелию: 1 этап – любовь к ним), отношения к Богу (заповеди: так Бог повелел).

6.     Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием (отношение к себе: а какой я?) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.

 

Учебно-методический комплект к авторской программе Л.Л. Шевченко включает:

 

1.       Учебное пособие для учащихся (в двух книгах – на каждое полугодие): Шевченко Л.Л. Православная культура: Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

2.       Методическое пособие для учителя (программа, тематическое планирование, планы и конспекты уроков): Шевченко Л.Л. Православная культура: Методической пособие для учителя: 2 годы обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. – Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

3.       Наглядное пособие «Иллюстрации»

 

     Курс рассчитан на 34 часа.

     С учетом культурологической направленности предмета, а также его высоких воспитательных возможностей ведущими общепедагогическими принципами при решении учебно-воспитательных задач в младших классах определены принцип опоры на положительное в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.

В процессе преподавания православной культуры необходимо использовать аксиологический, системно-деятельностный, развивающий подходы; необходимо учитывать возможности интеграции православной культуры и других предметов, особенно гуманитарного, художественно-эстетического цикла.

Содержательно-методические основы программы заложены с учётом отечественной психолого-педагогической школы, сформировавшейся на традициях хритианской кульуры (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский, В.В. Зеньковский, А.А. Ухтомский).

 

     Особое место в дидактической системе отводится наглядности и привлечению технических средств для обеспечения разнообразия видов восприятия на уроке. Обязательными средствами дидактического обеспечения уроков являются иллюстрации к урокам (наглядное пособие «Иллюстрации»). Кроме того, используются аудиозаписи, мультимедиа презентации с изображением икон, фотографиями храмов, видеоролики и фрагменты фильмов и т.д.

 

     В преподавании важно использовать различные типы (формы) уроков. Преобладающими типами уроков являются: комбинированный урок, урок с дидактической игрой. Кроме того, традиционно проводятся театрализованные представления и уроки-концерты во время изучения православных праздников: Рождество Христово, Пасха.

 

     Основными видами деятельности учителя и учащихся на уроке являются чтение, сочинение рассказов, рисование, рассматривание иллюстраций, слушание рассказа учителя, аудиозаписей, видеозаписей, обсуждения-размышления, игры на темы нравственного выбора, проведение праздников.

 

     Формами контроля знаний, умений, навыков учащихся являются устный, письменный анализ продуктов деятельности. Особенностями контроля учебных достижений учащихся начальных классов по православной культуре является проведение его в рамках обычного урока, т.е. отдельного урока по контролю знаний, умений и навыков в программе курса нет. С помощью текущего контроля осуществляется диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, осуществляется на одном из последних уроков каждой четверти. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса на итоговом уроке (проверка и корректировка также проводятся на этом уроке). Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся.

 

     Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыка анализа духовно-нравственных явлений и категорий как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии нравственными нормами российского общества.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

 

     В соответствии с авторской программой Л.Л. Шевченко требования к уровню подготовки учащихся представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенном на определенном уровне и в соответствии со структурой содержательны линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия контролируемы и измеряемы.

     В рамках требований учащиеся должны:

     называть и показывать;

     определять и измерять, фиксировать;

     описывать, составлять;

     объяснять;

     прогнозировать (простейшие действия).

 

     Таким образом, определяющим для формулировки требований к уровню подготовки учащихся служит содержание учебного курса для конкретного года обучения.

 

Учебно-тематический план

 

     Авторская программа: «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 2 года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

 

     Учебник: Шевченко Л.Л. Православная культура: Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

 

 

Наименование разделов

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

1

«Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм -православная икона- православный праздник)»

8

I четверть

2

«Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина»

8

II четверть

3

«Радость православной веры».

10

III четверть

4

«О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?»

8

IV четверть

 

ИТОГО

34

 

 

Календарно-тематический план учебного курса

«Православная культура» 2-й год обучения (2 кл.)

 

Наименование раздела

Название темы

Кол-во часов, даты

Виды деятельности учащихся

Направления творческой, проектной, исследовательской деятельности учащихся

 

Форма контроля

Использование компьютерного оборудования,

программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов и т.д.

I.    «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм -православная икона- православный праздник)»

Красота и радость в жизни людей

 

Слушание музыки,

Рассматривание иллюстраций,

чтение

Творческая работа

Вводный (беседа)

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №1

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Буквица славянская. История славянской азбуки

 

Составление словаря терминов и понятий, игра

Творческая работа: рисование

Устный опрос

Мультимедийная презентация

Праздники –радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы

 

Беседа,

Слушание музыки,

Сочинение рассказа

Творческая работа: Сочинить рассказ на тему «Доброе дело»

беседа

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №3

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Православный храм-дом Божий

 

Игра, чтение, беседа

Проект: Возведение храма из цветной бумаги

игра

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч №4

Наглядное пособие «Иллюстрации»

О чём рассказывают иконы

 

Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций,

чтение

Творческая работа: Рисунок на тему «Доброта»

Графическая работа (рисунок)

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч (ГО) №5

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Радостный мир православной иконы

 

Работа с книгой

Беседа, слушание музыки

Творческая работа: Рисование буквы «В» в стиле русского орнамента

пересказ

Мультимедийная презентация

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №6

Скорби и торжество в православной иконе

 

Рассматривание иллюстраций,

чтение

Творческая работа: Рисование буквы «Г» в стиле русского орнамента

кроссворд

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №7

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Повторение

 

Работа с раздаточным материалом

 

Рубежный контроль

(самостоятельная работа)

раздаточный материал

II. «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина»

Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы

 

Просмотр учебных фильмов

Творческая работа: Рисунок «Покров»

Графическая работа (рисунок)

Мультимедийная презентация

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №8

Радостные гимны Романа Сладкопевца

 

Слушание объяснений учителя

Беседа,

Слушание музыки

Творческая работа: русский орнамент

беседа

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №9

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Какими законами Бог сохранял красоту мира

 

Работа с книгой

Беседа,

Слушание музыки

проект: картина Мира

беседа

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №10

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Синайское законодательство

 

Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций,

чтение

Творческая работа: раскрашивание буквиц

Устный опрос

Наглядное пособие «Иллюстрации»

раздаточный материал

История царя Давида. Псалтырь

 

Просмотр учебных фильмов, устный рассказ на тему

Творческая работа: рисование муз инструмента псалтирь

пересказ

Мультимедийная презентация

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №12

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы

 

Работа с книгой

Беседа,

Слушание музыки

 

кроссворд

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №13

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? Что мы видим в православном храме

 

Составление словаря терминов и понятий

Проект: панно «Храм»

Рубежный контроль

(опрос)

Мультимедийная презентация

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №14

 

III.           «Радость православной веры».

Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово.

 

Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций,

чтение

Творческая работа: рисование на тему «Рождество Христово»

Графическая работа (рисунок)

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №15,16

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

 

Работа с книгой

Беседа,

Слушание музыки

Творческая работа: Рисование букв «РХ» в стиле русского орнамента

викторина

Наглядное пособие «Иллюстрации»

раздаточный материал

Радость встречи. Праздник сретенья Господня в православном Храме

 

Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций,

чтение

Творческая работа: Рисование буквы «Е» в стиле русского орнамента

Устный опрос

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №18

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются»

 

Работа с книгой

Беседа,

Слушание музыки

Творческая работа: Рисование буквы «Омега» в стиле русского орнамента

пересказ

Мультимедийная презентация

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №19,20

 

Для чего Бог пришёл к людям? Христос Спаситель

 

Составление словаря терминов и понятий,

Беседа

Проект: Рисование древа добродетелей

Графическая работа (рисунок)

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №21

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека

 

Просмотр учебных фильмов, устный рассказ на тему

Творческая работа: рисование на тему «Чудесная дружба»

Графическая работа (рисунок)

Мультимедийная презентация

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №12

 

Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь

 

Работа с книгой

Беседа,

Слушание музыки

Творческая работа: рисование на тему «Счастье»

беседа

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №22

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Радость послушания. Дети и родители

 

Составление словаря терминов и понятий,

Беседа

Проект: сочиняем сказку «О послушании»

Устный опрос

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №23

Наглядное пособие «Иллюстрации»

«Небесное веселье». Христианские мученики

 

Просмотр учебных фильмов, беседа

Творческая работа: Рисование буквы «М (мыслете)» в стиле русского орнамента

пересказ

Мультимедийная презентация

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №24

 

Радости православной веры

 

Игра, чтение, устный рассказ на тему

Творческая работа: Рисование буквы «П (покой)» в стиле русского орнамента

Рубежный контроль

(опрос)

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №25

Наглядное пособие «Иллюстрации»

раздаточный материал

IV.   «О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?»

О чём рассказывают создатели православной культуры

 

Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций,

чтение

Творческая работа: раскрашивание буквиц

беседа

Наглядное пособие «Иллюстрации»

раздаточный материал

Благовестие спасения

 

Составление словаря терминов и понятий,

Беседа

Творческая работа: Рисование буквы «И» в стиле русского орнамента

Устный опрос

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №19

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Воля Божия и воля человеческая

 

Работа с книгой

Беседа,

Слушание музыки

Проект: сочиняем сказку «О любви счастье»

Устный опрос

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №26

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Радость праведных

 

Составление словаря терминов и понятий,

Беседа

Творческая работа: Рисование буквы «К»  и «Ж» в стиле русского орнамента

беседа

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №27

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Праздник праздников. Торжество торжеств

 

Игра, чтение, устный рассказ на тему

Праздник «Вместе Пасху мы встречаем!»

игра

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №28-29

Мультимедийная презентация

Защита веры. Святые люди

 

Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций,

чтение

Творческая работа: раскрашивание буквиц заставных

пересказ

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №2, 30

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Доброта и милосердие христианина

 

Составление словаря терминов и понятий,

Беседа

Проект: сочиняем сказку «О милосердии»

беседа

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» для 2 года обуч  №31

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Какой он, христианин?

 

Работа с книгой

Беседа,

 

 

Итоговый контроль

 

Наглядное пособие «Иллюстрации»

 


 


 

 

* Цели соответствуют Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». – Москва, 2007г. (опубликовано на интерне сайте www.verav.ru)

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»