Управление образования Орехово-Зуевского муниципального района МО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Давыдовский лицей"

- победитель конкурса ПНПО 2006г. , 

- победитель конкурса  МОУ в Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы 2012г.

 

План-конспект урока ОБЖ - 7 класс

 

ТЕМА:  «ЛЕСНЫЕ И ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ»

 

ЦЕЛИ:

- изучить основы безопасности и защиты населения от лесных и торфяных пожаров;

- добиться усвоения учащимися основных правил пожарной безопасности в лесах.

 

ЗАДАЧИ:

- разъяснить основные причины возгорания лесов;

- дать учащимся знания о лесных и торфяных пожарах как чрезвычайных ситуациях природного характера;

- изучить правила пожарной безопасности в лесах и способы защиты при возгорании лесных и торфяных пожаров.

 

Педагогические технологии:

- технологии развивающего обучения ;

- игровые технологии;

-технология объяснительно-иллюстративного обучения;

-технология коллективного взаимообучения.

 

УЧЕБНЫЕ  ВОПРОСЫ (написаны на доске):

  1. Лесные и торфяные пожары – чрезвычайные ситуации природного характера. Основные причины их возникновения.
  2. Классификация лесных пожаров.
  3. Правила пожарной безопасности в лесах и способы защиты в условиях лесного и торфяного пожаров.

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

- тексты ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, Правил пожарной безопасности в лесах (приложение к постановлению Правительства РФ от 30. 06.2007 г. № 417);

- слайды – правила «В лесу запрещено», фотографии леса и лесных пожаров, а также на каждого учащегося – тесты №1 и № 2;

- комплекты карточек с названиями предметов, действий людей, техногенных ЧС и природных явлений (сигареты, продукты питания, окурок, рюкзак, костер, хозяйственные работы, прорыв газо – или нефтепровода, обрыв ЛЭП, ж/д или автомобильная авария с возгоранием, стекло, палатка, сухая трава, пал – сжигание травы или кустарника, гроза и пр.)

- памятка «Правила пожарной безопасности и действий при пожаре».

 

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

- оборудование для демонстрации слайдов;

 

                                   ХОД УРОКА.

 

ЛЕСНЫЕ И ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ. ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗГОРАНИЯ.

 

Большая часть территории нашей страны покрыта лесами. В России сосредоточено почти 25% всех запасов древесины планеты. Лес является национальным богатством страны.

(Учитель читает стихотворение, демонстрирует слайды, соответствующие их содержанию).

Слайд 1

Преданьем предков манит косогор,

О тайнах разных он молчит до срока –

Пока не позовет сосновый бор…

И вот стою я у его порога.

 

Приятен мне покой сторожевой,

И дятла стук, и мха ковер скрипучий,

А в глубине – и сумрак вековой,

Где отдыхают молнии и тучи…

 

Слайд 2

 

Дождем промытый чисто, до иглы,

Как зеркало, бор смотрит в поднебесье.

А сосны песню мне приберегли –

Люблю их нестареющую песню!

 

Слайд 3

 

Про жизнь земли, про волю и про нас…

Пленен чарующей зеленой речью,

Я от вершин не отрываю глаз,

Как будто там лесов российских вече!

 

Леса помогают бороться с бурями, ураганами, обвалами, селями, укрепляют почву, уменьшая разрушительное воздействие стихийных сил. Но в лесах нас может подстерегать беда – огонь!

      «Лесные и торфяные пожары» - тема нашего урока.

«ПОЖАР – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства». Это определение дано в Законе «О пожарной безопасности», принятом 21.12.1994 г.

   Лесные пожары – наиболее многочисленные из чрезвычайных ситуаций природного характера.

   Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. Пожары, охватывающие обширные территории в течение короткого промежутка времени, называются массовыми. (Учащиеся записывают определение лесных пожаров.)

 

«ЛЕСНОЙ ПОЖАР»         

Вадим Шефнер

 

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

 

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

 

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

 

О важности темы свидетельствует статистика Федерального агентства лесного ьхозяйства (Рослесхоза). Его документ «Охрана лесов от пожаров: итоги 2007 года» свидетельствует: «В 2007 г. В Российской Федерации, по оперативным данным мониторинга пожарной опасности в лесах, возникло 16,8 тыс. Лесных пожаров. Огнем пройдены земли различных категорий, на которых располагаются леса общей площадью – 1040,8 тыс.га, в том числе 708,4 тыс.га лесных земель». В 2008 г. с начала пожароопасного сезона до 4 мая возникли 8745 лесных пожаров, их кол-во в лесном фонде РФ превысило аналогичный показатель 2007 г. в 2,4 раза, а площадь лесов, пройденных огнем, - в 3,7 раза. Средняя площадь одного пожара увеличилась в 1,5 раза – с 24,8 га до 37,9 га.

  Ежегодные лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике государства и окружающей среде.

   В лесу могут гореть трава, мох, пни, кустарники, деревья, торф. Пожар в нем возможен в любое время года, но чаще всего огненная беда приходит в леса летом.

   Выясним основные причины возгорания лесов.

   К сожалению, виновник 98 из каждых 100 лесных пожаров – человек, его безответственное отношение при пользовании огнем в лесу, особенно в летний сезон. И только в 2% случаев причиной лесных пожаров бывают грозовые разряды. Но от удара молний сильные пожары бывают крайне редко, поскольку гроза, как правило, сопровождается дождем.

 

   Давайте уточним: что увеличивает опасность лесных пожаров?

ЗАДАНИЕ:

   Из выданных вам карточек выберите те, на которых указаны названия предметов, действий людей, техногенных ЧС и природных явлений, которые создают угрозу возникновения лесного пожара и могут привести к нему.

   Пример заполнения карточек: окурок сигареты, костер, продукты питания, рюкзак, хозяйственные работы, палатка, стекло, сухая трава и т.д.

   Учащиеся выбирают карточки, называют предметы, природные явления, техногенные ЧС и записывают их в тетради.

   Учитель прикрепляет карточки с названиями, выбранными школьниками, к доске, дополняет ответы школьников названиями, которые они не указали, и кратко подводит итог рассмотрения первого учебного вопроса.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ.

 

Вопрос: По каким признакам различают виды лесных пожаров?

Ответы на эти вопросы найдем в учебнике.

 

ТЕСТ № 1

 

Выберите правильные ответы.

  1. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это:

а)   стихийный пожар;

б)   природный пожар;

в)    лесной пожар.

Оттает: в

 

  1. По характеру распространения лесные пожары разделяют на:

       а)   низовые;

       в)   наземные;

       г)    верховые;

       д)   подземные.

       Ответ: а,в,г.

 

  1. По интенсивности (силе) пожары бывают:

а)   слабые;

б)   средние;

в)   сильные;

г)   гигантские.

Ответ: а,б,в.

 

  1. По скорости распространения огня низовые и верховые пожары делятся на:

а)   устойчивые;

б)   беглые;

в)    медленные;

г)   быстрые.

Ответ : а, б.

 

Запомните эти характеристики лесных пожаров. Если столкнетесь с огненной стхией в лесу, знание классификации лесных пожаров поможет вам выбрать эффективные способы спасения от беды.

 

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ В УСЛОВИЯХ ЛЕСНОГО И ТОРФЯНОГО ПОЖАРОВ.

 

   А теперь приступим к изучению самого важного учебного вопроса темы: правил пожарной безопасности в лесу.

 

ТЕСТ 2

 

В дополнение к тексту учебника прочтите выданную каждому из вас памятку. Выберите правильные ответы на вопросы:

 

  1. К тушению лесных пожаров не допускают лиц моложе:

а)   14 лет;

б)   16 лет;

в)   18 лет;

г)   20 лет.

Ответ: в.

 

  1. Запрещено разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, под корнями деревьев:

а)   с 1 мая до 1 октября;

б)   в период засушливой погоды;

в) со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой погоды или образования снежного покрова.

Ответ: в.

 

  1. Разведение костров допускается:

а)   на площадках, окаймленных полосой, очищенной от горючих растительных остатков, шириной не менее 0,5 метра;

б)   только на берегах водоемов;

в)   исключительно на полянах и опушках леса.

Ответ: а.

 

  1. Запрещается посещать лес:

а)   при сильной засухе;

б)   после принятия органами власти постановления о временном запрете посещения леса;

в)   после сообщений об увеличении количества лесных пожаров в соседних регионах.

Ответ: б.

 

А теперь давайте вместе сформулируем правила. Ответьте на вопрос: что запрещено в лесу?

Учащиеся предлагают пункты правил и обсуждают их.

Учитель кратко подводит итог обсуждения, выведя на экран изображение слайда : «В лесу запрещено»:

- бросать горящие спички, окурки, тлеющие тряпки;

- разводить костер:

      - в ветреную погоду и оставлять его без присмотра;

      - в хвойных молодняках, торфяниках, на лесосеках с заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев;

      - в непосредственной близости от стогов сена, деревьев, кустарников и других легковоспламеняющихся местных предметов;

      - на площадках, не окаймленных полосой почвы, очищенной от горючих растительных остатков, шириной не менее 0,5 метра.

      - оставлять легковоспламеняющиеся материалы, пропитанные бензином, иными горючими веществами;

      -   использовать на охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;

      -   поджигать камыш, а также траву или кустарник на полянах и опушках леса, в садах, на полях.

 

Необходимо помнить также: при обнаружении лесных пожаров каждый гражданин обязан незамедлительно уведомлять о них органы государственной власти или местного самоуправления.

 

ИГРА «РАЗРЕШАЕТСЯ – ЗАПРЕЩАЕТСЯ»

 

Чтобы лучше запомнить правила, проведем игру. Учитель называет действие, а вы поднимаете красные карточка, если оно запрещено и синие – если разрешено.

 

  1. При обнаружении лесного пожара нужно незамедлительно сообщить о нем в пожарную охрану по номеру: 01 (+).
  2. Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара (+).
  3. Бросать горящие спички, окурки ( - ).
  4. Небрежно и беспечно обращаться с огнем. ( -)
  5.  Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара.  ( + )
  6. Оставлять без присмотра горящий костер. ( - )
  7. Оставлять на месте костра тлеющую золу. ( - )
  8. Учиться пользоваться огнетушителем. ( + )
  9. В дыму закрыть нос и рот платком для защиты от отравления ( + )
  10. В зоне пожара набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани (одежду). (+)
  11. Оставлять в лесу стеклянные банки, бутылки. ( - )
  12. В условиях сильного задымления, когда трудно дышать, двигаться ползком или пригнувшись ( + )
  13.  При возгорании одежды потушить ее, сняв или прижавшись к земле, либо окунувшись в лужу, водоем. ( + )
  14. Отправить пострадавшего в больницу ( + )

 

РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

 

Назовите ваши действия и их очередность в следующих ситуациях:

  1. При обнаружении пожара в лесу:

а) постараетесь быстро выйти из леса, двигаясь под прямым углом к направлению распространения огня в наветренную сторону (откуда дует ветер);

б) определите направление распространения огня;

в) выберете направление ветра.

 

Ответы: г, б, в, а

 

  1. В турпоходе, когда из-за неосторожного обращения одного из ваших товарищей с огнем в лесу произошло возгорание:

а) быстро выйдите из зоны пожара;

б) попытайтесь немедленно ликвидировать возгорание, сбить кромку огня ветками, забросать его землей или залить водой;

в) если ликвидировать возгорание не удается, пошлите кого-нибудь в ближайший населенный пункт сообщить о возгорании и выйдите в безопасное место.

Ответы: б,в

 

  1. Вы оказались в зоне лесного пожара:

а) двигайтесь под прямым углом к направлению распространения огня, не пытайтесь опередить огонь – убежать в направлении его распространения;

б) накрывайте голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой;

в) если рядом есть водоем – окунитесь в него.

Ответы : б, в, г, а

 

  1. При обнаружении в лесу огня, распространяющегося по кустарнику и деревьям, на расстоянии 100 – 150 метров от вас :

а)  побежите по направлению распространения огня;

б) определите направление распространения огня;

в) станните кричать, звать на помощь;

г) определите направление ветра;

д) быстро сориентируетесь и направитесь в безопасное место под прямым углом к направлению распространения огня в наветренную сторону;

е) попробуете ветками или подручными средствами сбить огонь;

ж) найдете ближайший водоем и в нем дождетесь, когда пройдет огонь;

з) как можно быстрее доберетесь до ближайшего поселка и сообщите о пожаре взрослым.

Ответы: г, б, д, з

 

  1. Во время ночевки в лесу у ручья, разбуженные криками товарищей, вы выскочили из палатки и увидели, что вокруг горит трава, кусты, огонь подобрался к соснам, из-за густого дыма на расстоянии 15 – 20 метров ничего не видно, стало трудно дышать:

 

а) побежите из зоны пожара по направлению ветра;

б) окунетесь в ручей и пойдете по нему;

в) определите направление распространения огня;

г) быстро соберете палатки, рюкзаки, вышлете несколько человек на разведку с целью определения границы пожара;

д) накроете голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой, будете дышать через мокрый платок или смоченную одежду;

е) организуете тушение огня водой из ручья;

ж) обнаружив границу пожара, попытаетесь сбивать пламя ветками и подручными средствами с травы и кустов;

з) в случае сильного задымления пригнетесь к земле, чтобы стало легче дышать;

и) будете выходить из зоны пожара в наветренную сторону;

к) добравшись до ближайшего населенного пункта, немедленно сообщите взрослым о пожаре в лесу.

Ответы : з, б, д, и, к

 

Учитель подводит итоги урока, акцентируя внимание на важность знания и соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах, а также способов спасения, отмечает наиболее активных, старательных учащихся и завершает подведение итогов словами: «Зеленый мир растений старше человечества на миллионы лет. Мы чувствуем, что он добр и великодушен к нам. Кто же мы друг другу? Соседи по планете или одна семья? Насколько важен для жизни людей зеленый мир нашей планеты? Задумайтесь…

   Лучше наслаждаться жизнью в зеленом мире, чем вдыхать гарь пепелища. На долг – уберечь этот живой и прекрасный мир от смертельного огня!» 

 

Домашнее задание.

 

Каждому в начале урока выдана памятка «Правила пожарной безопасности и действий при пожаре». Обсудите ее с родителями, бабушками, дедушками и подготовьте памятку для учащихся начальной школы «Берегите лес от пожара».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»