Управление образования Орехово-Зуевского муниципального района МО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Давыдовский лицей"

- победитель конкурса ПНПО 2006г. , 

- победитель конкурса  МОУ в Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы 2012г.

 

кафедра начальной школы

 

Тема методической работы кафедры:

 

 «Обновление содержания начального общего образования

в условиях реализации  Федерального государственного

образовательного стандарта второго поколения»

 

Цели работы кафедры:

 

  • Обеспечение методического сопровождения по введению федерального государственного стандарта второго поколения начального общего образования. 

  • Совершенствование профессионального мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала, направленного на повышение эффективности и качества педагогического процесса. 

  • Развитие познавательных и творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

 

В 2012-13 учебном году предполагается решить следующие задачи:

  • Реализация Образовательной программы начального общего образования 

  • Продолжение реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся

  • Изучение и апробация использования образовательных технологий на деятельностной основе

  • Изучение учебников и УМК нового поколения

  • Изучение Закона об образовании

  • Формирование УУД  у учащихся посредством реализации внеурочной деятельности

  • Разработка диагностических материалов по достижению образовательных результатов    

  • Обобщение и распространение эффективной педагогической практики

  • Развитие нравственных, духовных качеств, патриотических чувств, гражданственности на уроках и во внеурочной деятельности учащихся

  • Освоение педагогами компьютерной грамотности и внедрение компьютерных технологий и мультимедийных средств в профессиональную деятельность

  • Продолжение работы по созданию индивидуальных корректирующих программ. 

 Основные направления деятельности кафедры:

 

  • обмен опытом;
  • взаимопосещение и обсуждение уроков (ежемесячно);
  • проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий;
  • реализация межпредметных связей;
  • организация и проведение исследовательской работы учителей и учащихся в лицее;
  • обзор методической и специальной литературы (раз в четверть);
  • обсуждение, рецензирование различных материалов, предоставляемых на кафедру.

 

Состав кафедры:

 

1.     Виноградова Татьяна Андреевна, учитель начальных классов, молодой специалист (1а).

2.     Папченкова Лариса Александровна, учитель начальных классов, вторая категория (1б).

3.     Кузина Лидия Александровна, учитель начальных классов, высшая категория (2а).

4.     Аникеева Любовь Дмитриевна, учитель начальных классов, первая категория (2б).

5.     Кузнецова Светлана Викторовна, учитель начальных классов, высшая категория (3а).

6.     Филиппова Надежда Сергеевна, учитель начальных классов, первая категория (3б).

7.     Сафарова Татьяна Александровна, учитель начальных классов, первая категория (4а).

8.     Байда Екатерина Васильевна, воспитатель ГПД, первая категория.

9.     Сидорова Валентина Александровна, воспитатель ГПД, первая категория.

10.  Балашова Галина Анатольевна, воспитатель ГПД, первая категория.

 

 

 

План работы кафедры.

 

Сентябрь

 

     1.     Первое сентября – День Знаний. Праздник «Звенит колокольчик детства».

     2.     Заседание кафедры:

·        Отчет о проделанной работе.

·        Утверждение плана работы на 2012 – 2013 учебный год.

·        Обзор статей журналов «Начальная школа», «Первое сентября».

·        Рассмотрение рабочих программ и программ внеурочной деятельности педагогов кафедры.

·        Утверждение тем по самообразованию.

·        Изучение нормативных документов:

а) Примерные программы начального образования.

б) Планируемые результаты начального общего образования.

     3.     Единый День профилактики здоровья.

     4.     Инструктаж по теме: «Соблюдение единого орфографического режима при оформлении дневников, тетрадей, классных журналов».

     5.     Участие учителей в районном конкурсе рабочих программ внеурочной деятельности (1-2 классы).

      6.Диагностика первоклассников.

      7.Диагностическая работа во 2-ых классах.

 

Октябрь

 

     1.     Доклад «Исследовательская деятельность младшего школьника». Учитель Сафарова Т. А. Обмен опытом по данной теме.

     2. Организация предметной недели по окружающему миру.

          1 класс

·         «Поле чудес» (Папченкова Л. А.)

·        «Своя игра» (Виноградова Т. А.)

·        Конкурс поделок из природного материала.

 

         2 класс

·        КВН «Берегись автомобиля!» (Кузина Л. А.)

·        Викторина «Экологический серпантин» (Аникеева Л. Д.)

 

 

         3 класс

·        Конкурс загадок о животном и растительном мире. (Кузнецова С. В.)

·        Викторина «Эти удивительные животные». (Филиппова Н. С.)

·        Выставка поделок «Дары осени»

 

         4 класс

·        Путешествие по страницам Красной книги. (Сафарова Т. А.)

 

     3. Проведение олимпиады по окружающему миру.

     4. Анализ содержания раздела  ФГОС «Планируемые результаты начального общего образования». Учитель Кузина Л. А.

·        Сравнительный анализ традиционного подхода с подходом, представленным в новых стандартах.

·        Определение основных умений и навыков, которые необходимы младшим школьникам для овладения учебной деятельностью.

·        Выделение конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования.

·        Анализ содержания учебных предметов:

- обеспечение преемственных связей со средним звеном школы;

- снятие неоправданного дублирования содержания конкретных учебных предметов;

- обеспечение пропедевтической функции изучения предметов в начальной школе;

- создание определённого  эрудиционного фона как элемента опережающего обучения;

- согласование понятий и терминов, которые необходимо сформировать на первой ступени школьного обучения;

 

     5.  Подготовка учащихся к интеллектуальной игре «Русский медвежонок – языкознание для всех».

     6. День учителя.

     7. Всемирный урок чтения.  

 

Ноябрь

 

Неделя открытых уроков.

1 классы

·        Виноградова Т. А. – урок письма

·        Папченкова Л.А. – урок математики

2 классы

·        Кузина Л.А. – урок математики

·        Аникеева Л.Д. –  урок литературного чтения

3 классы

·        Кузнецова С.В. – урок русского языка

·        Филиппова Н.Д. – урок окружающего мира

4 классы

·        Сафарова Т.А. – урок русского языка

     1.     Открытый классный час. Классный руководитель Филиппова Н.С.

     2.     Анализ содержания раздела ФГОС «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Учитель Папченкова Л.А.

·        Знакомство с рекомендациями по развитию у  учащихся личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

·        Знакомство с критериями и уровнями оценивания сформированности универсальных учебных действий.

·        Разработка заданий для выявления мышления, внимания, учебной мотивации, самоконтроля, общения.

·        Изучение примерных задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

     3.     Участие во всероссийской интеллектуальной игре по русскому языку «Русский медвежонок».

     4.     День Матери.

     5.     Участие в районной ярмарке педагогических технологий.

 

Декабрь

 

     1.     Организация предметной недели по русскому языку и литературе.

1 класс

·        Интеллектуальная игра «Умники и умницы». (Виноградова Т. А.)

·        «Звездный час».  (Папченкова Л. А.)

 

2 класс

·        Проект «И в шутку и всерьез» (Кузина Л.А.)

·        Проект «Пишем письмо» (Аникеева Л. Д.)

 

 

3 класс

·        Проект «Энциклопедия одного слова».  (Кузнецова С. В.)

·        Викторина «Хочу все знать». (Филиппова Н. С.)

 

4 класс

·        Творческая игра по русскому языку. (Сафарова Т. А.)

 

     2.     Организация и проведение олимпиады по русскому языку.

     3.     Подготовка и участие в областном конкурсе «Дорога на Олимп».

      4.     Анализ содержания раздела ФГОС «Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе».

     Учитель Виноградова Т. А.

·        Знакомство с особенностями системы оценки достижений, требований стандарта к результатам освоения  основных образовательных  программ.

·        Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов.

·        Изучение планируемых результатов как основы системы оценки достижения требований стандарта.

·        Организация накопительной системы оценки. Портфолио.

- портфолио ученика - инновация в системе образования;

-модели оценки креативных успехов учащихся;

- портфолио как способ профессионализма учителя. 

     5.     Обмен опытом «Портфолио ученика начальных классов». Учитель Филиппова Н. С. Проведение контрольных работ, срезов за первое полугодие.

     6.     Анализ результатов.

     7.     Подготовка и проведение общешкольного мероприятия «Новогодний серпантин».

 

Январь

 

     1.     «Проблемы преемственности». Совместное заседание кафедр начального обучения, гуманитарных и естественных дисциплин.

     2.     Подготовка материалов на Всероссийский конкурс «Познание и творчество».

     3.     Анализ содержания раздела ФГОС «Проектные задачи в начальной школе». Учитель Аникеева Л. Д.

Изучение вопросов:

 -Что такое проектные задачи?

- Как можно использовать проектные задачи в образовательном процессе?

-Как создавать учебное сотрудничество учащихся разного возраста начальной школы?

-Как развивать самостоятельность и инициативу у младших школьников?

-Как формировать у детей самоконтроль и самооценку?

 

Февраль

 

     1.     Организация предметной недели по математике.

1 класс

·        Турнир сообразилок. (Виноградова Т. А.)

·        Математический калейдоскоп. (Папченкова Л. А.)

 

2 класс

·        Игра – соревнование «Час занимательной математики». (Кузина Л.А.)

·         Познавательный досуг «Математика вокруг нас». (Аникеева Л. Д.)

 

3 класс

·        Математический КВН. (Кузнецова С. В.)

·        Путешествие в Страну Математики. (Филиппова Н. С.)

 

4 класс

·        Конкурс «Смекай, считай, отгадывай». (Сафарова Т. А.)

 

     2.     Проведение олимпиады по математике.

     3. Подготовка к  международному математическому конкурсу «Кенгуру».

     4.     Подготовка и участие в областном конкурсе «Эра фантастики».

     5.     Обзор статей методических журналов.

     6.    Смотр военной песни.

     7.     КТД «День героев Отечества».

 

Март

 

     1.     Научно – практическая конференция учащихся начальных классов

     «Я – юный исследователь».

     2.     Проведение международного конкурса «Кенгуру».

     3.     Районный тур предметных  олимпиад по русскому языку и математике.

 

Апрель

 

     1.     Лицениада.

     2.     Творческая  самопрезентация по темам самообразования.

     3.     Рецензирование методических материалов для участия в ярмарке «Новаторство и опыт».

     4.     Интеллектуальный марафон для учащихся.

     5.     Смотр – конкурс стихов и рисунков, посвященный Дню Победы.

 

Май

 

     1.     Общешкольное мероприятие «Вахта памяти».

     2.     Проведение итоговых контрольных работ по предметам.

     3.     Анализ контрольных работ.

     4.     Итоги работы кафедры за 2012 – 2013 уч.год.

     5.     Задачи на новый учебный год.

     6.Общешкольная линейка. Праздник «До свидания, начальная школа»

 

Темы по самообразованию

учителей начальных классов

        

1.       Виноградова Т. А. «Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе»

2.       Папченкова Л. А. «Проектная деятельность младших школьников в урочное и внеурочное время»

3.        Кузина Л. А. «Учебное сотрудничество как фактор формирования универсальных учебных действий»

4.       Аникеева Л. Д. «Работа на новом учебно-лабораторном оборудовании по ФГОС»

5.       Кузнецова С. В. «Реализация деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС»

6.       Филиппова Н. С.  «Ученический портфолио»

7.       Сафарова Т. А. «Проектная деятельность младшего школьника в урочное и внеурочное время»

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»