Управление образования Орехово-Зуевского муниципального района МО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Давыдовский лицей"

- победитель конкурса ПНПО 2006г. , 

- победитель конкурса  МОУ в Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы 2012г.

 

Упражнения для развития пальцевой моторики

Учитель физкультуры Рунов Сергей Анатольевич

 

 

«УРОКИ ГИМНАСТИКИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ»

(уроки физкультуры в начальной школе)

 

 

2012- 2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

     Ученые установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга, на овладение и последующее совершенствование письма.

С помощью специальных упражнений можно проверить степень развития ловкости рук.

Одним из таких упражнений является игра «Кто самый ловкий?» Дети выполняют броски и ловлю малого мяча (диаметр 10 см) о стенку с расстояния 1м.

     Координация рук считается хорошей, если ребёнок бросил и поймал мяч более 24 раз за 30 секунд.

Для развития пальцевой моторики можно применять и успешно использовать эти упражнения  как на уроках физической культуры, так и  на других уроках  в качестве физкультминуток.

 

     Мною разработан тематический блок уроков в 3 классе  по темам: «Группировка, перекаты  в группировке», «Кувырок вперед», « Кувырок назад», где применяются упражнения для развития моторики.

Уроки гимнастики выбраны неслучайно:  на этих уроках остается время, которое можно использовать для развития пальцевой моторики. 

 

УРОК №1 «Группировка, перекаты в  группировке»

 

Цели урока:

1) развивать базовые двигательные стереотипы акробатики;

2) развитие пальцевой моторики;

3) прививать потребность в здоровом  образе жизни.

Инвентарь: гимнастические маты

Ход урока:

1) Орг. момент                      обычный          1-2 мин.

2) Инструктаж по охране труда                     3-7 мин.

    на занятиях по гимнастике

3) Строевые упражнения:                             8-13 мин.

   а) Построение в колонну

   б) Повороты «направо», «налево», «кругом»

   в) Перестроение из колонны по одному в колонну по три

   г) Движение строевым шагом по залу

 

4) Разминка                                                                   14-18мин.

   а) Бег по залу со сменой направления.

   б) О.Р.У.:1)наклоны головы;2)вращение руками;

                3)рывки руками с поворотом туловища;

                4)наклоны туловища в стороны и вперед;

                5)упражнения для ног: выпады, приседания,  подскоки

 

5) Основная часть                                                    19-35 мин.

   а) Группировка в положении приседа положении лежа на спине.

       (Обратить внимание на положение головы и рук, учащиеся должны

        представить себя «колобками»).

 

 

   б) Перекаты из седа на полу назад на спину и обратно.

   в) Перекаты из группировки стоя на коленях вправо и влево.

   г) Из седа в группировке выполнить перекат назад в стойку на

       лопатках и вернуться в и.п.

 

6)  Упражнения для развития пальцевой моторики рук

      с использованием речитатива.                               36-43 мин.

 

а) «Дружба» 

                                                               

       Тексты                                          Движения учащихся                                             

Девочки и мальчики,                     пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок

                                                          

Мы с тобой подружим,                   ритмичное касание пальцев

Маленькие пальчики.                     обеих рук

 

Раз, два, три, четыре,  пять,            поочередное касание пальцев

Начинай считать опять:                   на обеих руках, начиная с мизинцев

 

Раз, два, три, четыре, пять,              руки вниз, встряхнуть кистями

Мы закончили считать.

 

б) «В гости»

 

В гости к пальчику большому           выставляем вверх большие пальцы

Приходили прямо к дому:                 соединяем под углом кончики

                                                    пальцев обеих рук

 

Указательный и средний,              поочередно называемые пальцы

Безымянный и последний,              соединяются с большими на двух

                                                  руках одновременно.

 

Сам мизинчик - малышок               пальцы сжаты в кулак, вверх

Постучался на порог                     выставляем только мизинцы.

 

Вместе пальчики - друзья              кулаки стучат друг о друга,

 

Друг без друга им нельзя.             ритмичное сжатие пальцев

                                                          в кулак на обеих руках.

 

 

7) Подведение итогов урока ,                           44-45 мин.

    упражнение на рефлексию «качели».

 

Учитель интересуется,  какие упражнения вызвали затруднения у

учеников,  и просит повторить их дома.

 

УРОК 2 «Кувырок  вперед»

 

Цели урока:    1) развивать базовые двигательные стереотипы акробатики;

                     2) развитие пальцевой моторики;

                     3) воспитывать чувство коллективизма;

Инвентарь: гимнастические маты, мячи для б/ тенниса

 

                           ХОД  УРОКА:

 

1) Орг. момент        обычный                                   1-2 мин.

 

2) Беседа    «Значение гимнастических упражнений

   для сохранения осанки»                                       3-5 мин.

 

3) Строевые упражнения:                                        6-10 мин.

   а) Построение в колонну

   б) Перестроение из колонны по одному в

      колонну по двое

   в) Повороты в движении

 

 4) Разминка                                                          11-16 мин.

   а) Бег по залу со сменой направления 

   б) О.Р.У.

   в) Бросок и ловля теннисного мяча о стену

 

  5) Основная часть                                          17-35 мин.

 

    а) Из основной стойки,  приседая, выполнить

        кувырок вперед и прыжок вверх

    б) Кувырок вперед, во время кувырка скрестить

         ноги,  встать с поворотом кругом

     в) Несколько кувырков вперед подряд

       (Особое внимание обратить на страховку:

        стоять сбоку, поддерживать учащегося руками

        под живот или спину,  смягчая приземление на

        руки и  шею)

 

6) Упражнения для развития пальцевой моторики 36-42 мин.

 

   ТЕКСТЫ                                         ДВИЖЕНИЯ УЧЕНИКОВ.

 

1)                          «ДОМИК».

Раз, два, три, четыре,  пять,          разжимаем пальцы из кулака

                                                  по одному, начинаяс большого.

Вышли пальчики гулять.                 ритмично разжимаем все пальцы вместе.

                                                            

Раз, два,  три,  четыре, пять,         сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в

                                                  кулак,  начиная с мизинца.

 

В домик спрятались опять.              ритмично сжимаем все пальцы вместе

                                                            

 

2)       «ЗАСОЛКА КАПУСТЫ»

 

Мы капусту рубим,                   резкие движения прямыми кистями вниз и вверх.

                                                          

 Мы морковку трем,                  пальцы обеих рук сжаты в кулак, движение кулаков к себе и от себя.  

                                                         

 Мы капусту солим,                   Движение пальцев,  имитирующее  посыпание солью из щепотки.

                                                           

 Мы капусту жмем.                     интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулак .

 

 

7) Подведение итогов урока                                43-45 мин.

 

   Домашнее задание.

   Учитель интересуется, какие упражнения

   понравились ученикам,  и просит выполнить их  дома. 

 

     

УРОК № 3 «КУВЫРОК НАЗАД»

 

Цели урока:    1) развивать двигательные стереотипы акробатики;                                  

                     2)развитие пальцевой моторики рук;

                     3)развитие межличностных отношений в классе

Инвентарь: гимнастические маты.

 

               ХОД УРОКА:

 

1) Орг. момент                       обычный                 1-2 мин.

 

2) Беседа    Строевые упражнения                        3-8 мин.

   а) Построение в одну колонну

   б) Перестроение из колонны по одному

       в  колонну по трое и обратно

   в) Повороты на месте и в движении

 

 3)Разминка: а) движение по залу строевым шагом  9-15 мин.

                      с переходом на бег со сменой направления.

                   б) О.Р.У.

 

4) Основная часть:                                              16-37 мин.

   а) кувырок вперед   (совершенствование )

   б) кувырок назад из седа через правое и

    левое плечо 

   в) из седа лечь на спину, выполнить

   кувырок назад в упор стоя на коленях

   г) прыжок на месте, приземляясь, присесть и

   выполнить кувырок назад

   д) несколько кувырков назад подряд

   е) кувырок вперед,  кувырок назад с перекатом

   в стойку на лопатках

 

 

5) Упражнения для развития пальцевой          38-43 мин.

           моторики  рук:  

                                   

ТЕКСТЫ                                      ДВИЖЕНИЯ УЧЕНИКОВ.

1)                   «Зайцы»

 

Скачет зайка косой                   Указательный и средний пальцы

                                               Правой руки вверх,  остальные

                                               выпрямить и соединить

 

Под высокой сосной                   Ладонь правой руки вертикально

                                               вверх, пальцы широко расставлены

 

Под другой сосной                     Ладонь левой руки   вертикально 

                                               вверх, пальцы широко расставлены

 

Скачет зайка другой                   Указательный и средний пальцы

                                                Левой руки вверх, остальные

                                                Выпрямить и соединить.

 

2)                          «Птички»

 

Птички полетели,                      Большой палец отогнуть в

                                              горизонтальное положение,

                                              сверху присоединить сомкнутые

                                              прямые остальные пальцы.

 

Крыльями махали,                     Махи ладонями с широко

                                              раскрытыми пальцами

 

На деревья сели                      Руки вверх, все пальцы

                                             широко расставить

 

Вместе отдыхали                      Большой палец отогнуть в горизон-

                                             тальное положение,  сверху

                                             присоединить сомкнутые прямые

                                             остальные пальцы.

 

6) Подведение итогов урока                     44-45 мин.

    Домашнее задание.  

    Учитель интересуется,  какие упражнения вызвали

    у учащихся затруднения, просит дома выполнить

    упражнения на расслабление.

 

 

 ЛИТЕРАТУРА.

 

1) В.И.Ковалько «Поурочные разработки по

   физической культуре» Москва «Вако» 2007г.

2) «Физкультминутки для младших школьников»

    г. Орехово-Зуево,  1990г. (Пособие для учителей физкультуры в начальной школе).

3) «Сопряженное психофизическое развитие младших

  школьников на уроках физкультуры»

  В.А.Родионов «Первое сентября» 2010г.

 

Анализ проведенных уроков.

 

Данные уроки проводились в 3б кадетском классе.

Цели уроков были полностью достигнуты: учащиеся не только овладели основными элементами акробатики,

но и значительно улучшили пальцевую моторику.

Предложенные упражнения учащиеся могут выполнять самостоятельно на других уроках  и на переменах, а также

дома.

Надеюсь, что мой тематический блок будут применять другие учителя в своей педагогической деятельности.

       

 

                      Анализ результатов мониторинга физического развития - 3 класс

 

 3б - кадетский класс, изучающий физическую культуру по типовой программе, наполняемость класса 16 человек.

 

   На момент проведения мониторинга:

3 человека отсутствовали по болезни,

12 человек относятся к основной группе здоровья,

4 человека - к подготовительной.

 

     По данным карты тестирования можно сделать следующие выводы:

 

1) 2 ученика имеют избыточный вес;

2) показатель силы кистей низок у одного ученика;

3) показатели ЖЕЛ, арт.давления, ЧСС у всех учеников в норме;                                                                                   

4) трое учеников по показателям физической подготовленности превышают возрастные нормативы,

двое учеников выполняют нормативы на высоком уровне,

у остальных учеников низкие показатели по силовой гимнастике и гибкости

 

 

     ВЫВОД:

 

 у учащихся 3б кадетского класса значительных отклонений в показателях здоровья не выявлено,

что говорит о успешной работе в направлении по сохранению здоровья учащихся в процессе обучения

в МАОУ «Давыдовский лицей».

 

 

   

       Рекомендации:

 

1) усилить работу по развитию мышц грудного пояса для улучшения показателей по силовой гимнастике;

2) проводить индивидуальные упражнения с учениками на улучшение гибкости и выносливости.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»