Управление образования Орехово-Зуевского муниципального района МО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Давыдовский лицей"

- победитель конкурса ПНПО 2006г. , 

- победитель конкурса  МОУ в Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы 2012г.

 

ПНПО - публичный доклад 2006-2007год

  

МОУ "Давыдовский лицей"

       Школа гражданского становления и

          здорового развития учащихся

                                                    

                                                 Лицей наш – мир-открытый дом,

                                                     Большой вселенной маленькое эхо,

                                      И в этом доме день за днем,

                                                      Творится формула  успеха.                   

                                                                                                     

                                                                                                                                    

                                                             Наши инновационные программы

1. Социальное проектирование (педагоги, учащиеся, родители, общественность). Лицейский проект «Я – гражданин России, я – гражданин Мира».

2. Лицейский проект «Будущее Планеты в руках сегодняшних детей» в рамках международной акции АШЮ «Право на мир».

3. Совместная исследовательская, проектная деятельность: учитель – ученик.

4. Проект «Социум. Лицейский профессиональный центр».

5. Здоровьесбережение. Программа «Образование и здоровое развитие учащихся».

6. Социальное партнерство – от участия в жизни лицея к управлению лицеем.

    «Управляющий совет – орган государственно-общественного управления ОУ».

 

  В 2006 году Давыдовский лицей стал победителем Всероссийского конкурса ОУ, внедряющих инновационные программы (в рамках приоритетного национального проекта «Образование»).

  В сентябре 2006года в Коломне состоялась торжественная церемония награждения школ победителей, на  которой присутствовали губернатор Московской области Б. В. Громов, представители деловых кругов, журналисты, телевидение… Цель награждения состоит в поддержке на государственном уровне школ победителей конкурса.

  Участие в конкурсе предоставило возможность одержать нам победу дважды.

  В 2005-2006 учебном году учитель химии Павлова Светлана Александровна стала победителем в конкурсе лучших учителей (в рамках приоритетного национального проекта «Образование»).

Это учитель высшей категории, учитель-мастер, новатор, использующий в своей работе инновационные технологии. Ее ученики являются дипломантами, лауреатами, победителями олимпиад, конкурсов научно-исследовательских работ, проектов, слетов, конференций районного, областного, Всероссийского и Международного уровней. Как победитель и призер такого значительного конкурса с сентября 2006г. Светлана Александровна уже провела встречи по обмену опытом работы с учителями района: круглый стол для учителей химии, для молодых специалистов, мастер-класс, участвуя в районном малом педагогическом марафоне. Светлана Александровна щедро делится с коллегами опытом своей работы.

  В чем же особенность нашего образовательного учреждения? И есть ли отличие от других? В 2003 г. школе присвоен  статус – муниципальное общеобразовательное учреждение «Давыдовский лицей». В  2004 году успешно прошло  лицензирование с последующей аккредитацией. Экспертной комиссией дана высокая оценка деятельности педколлектива, администрации, руководителя – директора лицея Рощиной Т.В. Все эти годы шла упорная работа над имиджем лицея. Педколлектив находился и находится в режиме развития, поиска. Результат сегодняшней победы закономерен, за этим стоит целенаправленная, системная творческая работа.

            С 2004 года лицей является районной экспериментальной площадкой по предпрофильной подготовке и профильному обучению учащихся. Освоение инновационного подхода, развитие принципов демократизма для поддержки нововведений потребовали перестройки методической работы с учителями. Это выразилось не только в создании кафедр, но и в проведении проблемных семинаров, научно-практических конференций, педчтений, презентаций, создании инновационного банка.

            Лицейский профессиональный центр подготовки по самым привлекательным профессиям включает практико-ориентированное обучение профильных групп по специальностям: информационные технологии, оператор ЭВМ, лаборант химического анализа, машинистка, работающая с иностранным текстом,  цветовод, медицина, социальный работник, лесовод.                                 

В лицее создано научное общество учащихся «Эврика», которое объединило педагогов и учащихся в работе по программе «Одаренные дети в массовой школе».

Лицеисты участвуют в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, занимаются научно-исследовательской работой и регулярно становятся победителями и призерами района, области, России.

Награждены медалями за успехи в учебе:

2002-2003 уч.г. – 11 учащихся (1-золотая, 10-серебряных),

2003-2004 уч.г. –   8 учащихся (1-золотая,  7-серебряных),

2004-2005 уч.г. – 16 учащихся (5-золотых, 11-серебряных),

2005-2006 уч.г. – 14 учащихся (4-золотых, 10-серебряных),

2006-2007 уч.г. – 12 учащихся (5-золотых,   7-серебряных)

       Структура, содержание, организация образовательного процесса предусматривают личностную ориентацию в обучении, позволяют более полно учитывать способности, интересы учащихся, создают условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

        Говорят выпускники лицея:

      Харламова Анна – выпускница 2005 года:

 - Я, наверное, самая счастливая на свете, т.к. стала студенткой филологического факультета МГУ. Мое участие в лицейском активе «Прометей», роль президента школьной «Планеты ЮНЕСКО» - все это дало возможность состояться мне как активному члену общества с четкой гражданской позицией, развило лидерские качества. Участие в акции «Поезд Культуры Мира» позволило познакомиться с культурой и традициями других народов, развило еще больший интерес к изучению иностранных языков. Сколько было поездок! Я побывала в Дрездене и Берлине, увидела в полном великолепии Париж! Как здорово, что школа дает не только качественные знания, но и возможность познания мира! Самые добрые воспоминания на всю жизнь останутся у меня о лицее, любимых учителях, нашем необыкновенном директоре Тамаре Васильевне Рощиной!

        Козлов Сергей – выпускник 2006 года:

- Сбылась моя мечта. Я – студент Университета МВД. Эта мечта зародилась благодаря моему участию в лицейском активе «Прометей». Надолго запомнились выездные акции в Серпухов, Подольск, Балашиху на слеты патриотических объединений области, где мы достойно представляли Орехово-Зуевский район: проводили презентации работы по лицейскому проекту «Я – гражданин России, я – гражданин Мира», встречались  с активами других городов, приобрели много друзей, с которыми общаемся до сих пор. Учеба в классе с углубленным изучением математики, изучение по выбору общественных дисциплин дали возможность успешно сдать экзамены в ВУЗ. С любовью и благодарностью вспоминаю лицей, учителей. Дух лицейского братства стараюсь нести по жизни и все доброе дарить людям.

Павлова Елена – выпускница 2007 года:

- в  2007 году лицей проводил очередных своих выпускников! Что дал мне лицей? Возможность адаптироваться, социализироваться в жизни. Работа по проекту «Я – гражданин России, я – гражданин Мира» помогла сформировать активную гражданскую позицию. Занимаясь в составе членов лицейского научного общества «Эврика», принимая участие в олимпиадах, конкурсах районного, областного, всероссийского, международного уровней, я имела возможность неоднократно стать победителем. А по итогам межрегиональной физико-математической олимпиады школьников, получила возможность без экзаменов стать студенткой ИПЭЭф_э. Но есть силы и знания для покорения новых вершин! Готовлюсь к поступлению в МГУ и вспоминаю девиз нашего НОУ:

 Э рудицией блистать,

       В новь идти к открытиям!

          Р адость мысли познавать,

И  творить события!

               К Олимпу двигаясь, - дерзать,

                      А “плод” народу даровать! ,           

который и сейчас помогает быть настойчивым, целеустремленным и успешным. А еще есть большое желание стать членом Совета выпускников лицея «Птенцы лицея», продолжать жить его радостями, проблемами, помогать во всех начинаниях, потому что я – частица большого мира Лицея, узы «лицейского братства» крепки и ценны для всех лицеистов.

 Выпускники школы являются студентами и аспирантами МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, МФТИ, Российского Университета Управления, МЭИ, Медицинской Академии, Московского Университета  МВД России, Юридической Академии, СТАНКИНа, МГОПИ и др.

            Лицей по праву гордится своими успешными выпускниками:

-Рощина Юлия (выпуск 1994г.) – окончила с отличием МГУ, к.ф.н., преподаватель русского языка в Университете г.Виктория Канада,

-Карпухина Наталья (выпуск 1994г.) – окончила ординатура МГМУ, стажировка в Англии, Канаде,

-Краишкин Анатолий (выпуск 1998г.) – аспирант МИИТ,

-Морковкин Игорь (выпуск 1998г.) – аспирант Налоговой Академии,

-Безрукова Татьяна (выпуск 1998г.) – аспирант факультета прикладной математики и кибернетики МГУ,

-Мосалов Олег (выпуск 1998г.) – аспирант МФТИ, победитель российских, участник международных студенческих олимпиад по физике и математике,

-Корнеев Роман (выпуск 1999г.) – аспирант ГУУ,

-Стяжкин Лев (выпуск 1999г.) – аспирант УГиК,

-Сидоров Дмитрий (выпуск 1999г.) – аспирант ГУУ,

-Преображенская Татьяна (выпуск 2000г.) – с отличием ГУУ, стажировка в Пакистане, Германии,

-Карпухин Владимир (выпуск 2000г.) – диплом с отличием ГУУ, включен в сборник «Лучшие выпускники 2005г.- Российские интеллектуальные ресурсы»,

-Косенкова Дина (выпуск 2001г.) – аспирант географического факультета МГУ,

-Крылова Анастасия (выпуск 2001г.) – аспирант социологического факультета МГУ,

-Гузанов Денис (выпуск 2002г.) – студент МГТУ им.Баумана, победитель российских, участник международных студенческих олимпиад по физике и математике, включен в сборник «Лучшие выпускники школ Москвы и Московской области 2002г.»

-Гурьева Юлия, Каргальский Алексей – включены в сборник «Лучшие выпускники школ Москвы и Московской области 2002г.»,

-Харламова Анна (выпуск 2005г.) – студентка филологического факультета МГУ.

             Лицей сотрудничает:

с МГАУ им. Горячкина,    с МГТУ им. Баумана,                                                                                                             

с МГОУ    (Московским Государственным областным университетом),

с МГОПИ (Московским Государственным областным педагогическим институтом),

с Отделом Культуры мира и ненасилия в России при комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.

     Давыдовский лицей имеет надежных попечителей в лице ООО «Мишлен Русская Компания по производству шин», ООО «Акватон» и родительской общественности.

    Лицейская жизнь формирует имидж образованного, воспитанного, подготовленного к современной жизни человека, гражданина.                              

Анализ современного состояния образовательной системы лицея позволил определить ее основные конкурентные преимущества:

·        значительный авторитет лицея в окружающем социуме и среди образовательных учреждений р-на, области,

·        трудоспособный творческий педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения,

·        значительное кол-во педагогов, стремящихся к саморазвитию,

·        качественную начальную подготовку, позволяющую школьникам добиваться хороших учебных показателей на второй и третьей ступенях лицея,

·        преимущественно высокий уровень общеучебных умений, навыков выпускников лицея,

·        качественного изучения школьниками родного языка, повышенный уровень изучения английского языка, возможность изучать дополнительно второй иностранный язык – французский,

·        использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать субъектно-субъективные отношения между учащимися и педагогами,

·        интеграцию основного и дополнительного образования, в т.ч. профессионального,

·        тесные взаимоотношения с социумом,

·        активные связи с предприятиями, в т.ч. иностранными, что в значительной мере способствует укреплению и созданию современной учебной базы,

·        работа по международному Проекту Ассоциированных школ ЮНЕСКО,

·        работа по общелицейскому проекту «Я – гражданин России, я – гражданин Мира»,

·        направленность образовательной программы Давыдовского лицея как школы гражданского становления и здорового развития учащихся.

  Конкурентоспособность позволяет брать планку победителя. И столь важная победа для нас, статусной школы, накладывает еще большую ответственность.

  С 2006-2007 уч.года наше ОУ выходит на новую форму инновационной деятельности, заявляя о себе как ресурсном центре в Московской области по направлению «МОУ "Давыдовский лицей"  - Школа гражданского становления и здорового развития учащихся».

  Нам еще много предстоит сделать по программе развития лицея. И заслуженный грант Победителя (миллион, 200т.р. и сертификат на оборудование) позволит значительно улучшить и пополнить материально-техническую базу лицея. Продолжая создавать сеть ресурсных кабинетов, на базе которых осуществляется инновационная и экспериментальная работа, к числу уже приобретенных класс-комплектов ОБЖ, биологии, лингафонных, профцентра, работающих на профильное обучение, мы создаем ресурсные кабинеты математики, истории, русского языка и литературы. Лабораторное оборудование для кабинетов физики и химии приобретается для углубления практического и наглядного представления о тех или иных свойствах, для использования компьютерных технологий в процессе обучения, для занятий как учебной так и исследовательской деятельностью.

  К решению проблемы здорового развития детей в настоящее время привлечено внимание многих. Выходя на новую форму методической работы МОУ "Давыдовский лицей" – ресурсный центр Московской области по направлению «Школа гражданского становления и здорового развития учащихся», мы работаем по вопросу здоровьесбережения детей. С 2006-2007 учебного года в начальной школе мы вводим элементы системы руководителя научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области д.м.н. В.Ф. Базарного. Приобретение парт-конторок и использование схем зрительно-двигательных траекторий, улучшает психическое и физическое развитие учащихся за счет снижения напряженности и утомляемости. Для занятий в спортивном зале приобретается необходимый комплект спортинвентаря.

  В апреле 2007 года в рамках публичного отчета по реализации ПНПО на базе лицея прошла «Неделя открытых дверей» для педагогического сообщества и общественности района, области. Ведь теперь никто не представляет лицей без современной и эффективной формы обучения в рамках экспериментальных, инновационных технологий.

  Были проведены семинары:

 - для учителей французского языка р-на «Как организовать театральный клуб на французском языке с учащимися».

 - День открытых дверей для родителей, представителей общественности, руководителей

и  администрации с/п Давыдовское и Орехово-Зуевского муниципального района.

 - для учителей математики и информатики района «Применение    здоровьесберегающих технологий в процессе обучения математике и информатике».

 - для учителей русского языка и литературы района «Проектная деятельность как метод развивающего обучения".

 - для заместителей директоров по ВР и учителей истории школ района «Инновационные методы и формы работы педколлектива МОУ "Давыдовский лицей" по формированию активной гражданской позиции, воспитанию учащихся в духе патриотизма».

 - для учителей начальных классов района «Формирование здоровьесохранного пространства. Здоровьесберегающие технологии».

 - для учителей химии и биологии района «Инновационные подходы в преподавании химии и биологии». Творческая лаборатория учителей естественного цикла.

 - для директоров района «Управляющий совет. От участия в жизни лицея к управлению лицеем».

 

  Значительно выросла активность педагогов, увеличилось число участвующих в инновационных процессах по различным направлениям; в содержании образования, в образовательных технологиях, в управлении. Большая часть учителей Давыдовского лицея имеют высшую и первую квалификационные категории. Являются аспирантами ВУЗов, имеют печатные труды,  заслуженные награды, являются дипломантами Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок», состоят в Международной ассоциации учителей предметников.

  Представленные учителями на конкурс разноуровневые программы, методические разработки уроков, классных часов, НИР, проекты учащихся составили конкурентоспособный инновационный банк лицея и принесли дополнительные баллы в общий победный результат.

  В организации жизнедеятельности лицея мы придаем большое значение взаимодействию с родителями. Формы участия родителей в жизни лицея разнообразны: индивидуальные консультации, общие и классные родительские собрания, собрания по параллелям.

Управляющий совет – это наша опора. С помощью родителей улучшаем базу лицея. Зная о высоком качестве образования в лицее, семьи, проживающие за пределами нашего микрорайона, определяют детей к нам на учебу.

 Говорят родители наших учащихся:

Рудачинская Елена Николаевна:

 –  в этом году я привела учиться в лицей своих детей – дочь и сына. Не скрою, что выбор в пользу лицея сделан после знакомства с рядом школ. Прежде всего покорило внимательное отношение администрации, педагогов; улыбки и добрые глаза. Потом уют, чистота, дизайн. Привлекла образовательная программа лицея.

Шамсуддинов Рамиль Нурислямович:

 – Давыдовский лицей произвел на меня очень приятное впечатление. Здесь сильный преподавательский состав, есть все для творческих поисков развития познавательской активности учащихся. Прекрасно, что дети имеют возможность изучать английский и французский языки на повышенном и углубленном уровнях, заниматься научно-исследовательской работой, путешествовать по России и странам Европы.

 Вся работа лицея не разделяет процессы обучения и воспитания, а рассматривает их как единое целое.

Сегодня наиболее актуальной проблемой деятельности школы, выбора приоритетных направлений в образовательном процессе является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

  Социальное проектирование – один из интенсивных методов включения учащихся в общественную жизнь школы, поселка, района, области, страны.

МОУ "Давыдовский лицей" является участником Проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». По мнению большинства педагогов и преподавателей различных стран мира, подрастающее поколение планеты необходимо воспитывать в духе мира и международного сотрудничества. Проект Ассоциированные школы (ПАШ) содействует решению этой задачи. Перед школами поставлена цель определения потребностей, трудностей и возможностей воспитания в духе мира и международного сотрудничества. Способствует такому воспитанию, является составной частью, органично вливающийся в Проект Ассоциированные школы (ПАШ) наш лицейский проект «Я – гражданин России, я – гражданин Мира», разработанный в 2001 году.

  С 2003 года мы являемся участниками Всероссийской акции «Я – гражданин России». А представленный на областной уровень, школьный проект в мае 2003 года удостоен Диплома Победителя.

На территории деревни Давыдово Орехово-Зуевского района Московской области функционирует ряд современных предприятий, в том числе иностранных ООО «Мишлен Русская компания по производству шин» (Франция), «Тегола Руфинг Продактс» (Италия), «Акватон», «Импульс-Пласт» и другие. На предприятиях работают вместе с россиянами граждане из Франции, Италии, США, Турции и др.; некоторые их них проживают у нас в деревне.

  Являясь важнейшим звеном социально-педагогического комплекса Давыдово, лицей активно взаимодействует по соответствующим направлениям с Администрацией Давыдовского сельского округа, Отделом Соцзащиты, Советом ветеранов, Молодежным центром, Домом Культуры, Детско-юношеской спортивной школой, школой искусств, детским комбинатом №15, соседней гимназией, другими образовательными учреждениями, конечно же с лесничеством, фирмой Мишлен и другими предприятиями. Учащиеся имеют возможность реализовать себя через различные виды деятельности, которые предлагает социум и лицей.

  Лицейский проект является социально значимым для Давыдово. Проект дает возможность объединить усилия педагогического коллектива Лицея, родителей, Администрации Давыдовского сельского округа, всех жителей поселка, а также руководителей Орехово-Зуевского района, Московской области – всех, кто заинтересован в гражданско-патриотическом воспитании подростков, в воспитании молодежи в направлении культуры Мира, в формировании достойных граждан России и мира. Чем выше культура отдельных членов общества, тем выше культурный уровень общества в целом и тем, соответственно, ближе общество к Культуре Мира, т.е. не только к простому сосуществованию без войны, конфликтов, экстремизма, а к соблюдению норм, максимально удовлетворяющих все слои общества в социальной, национальной, религиозной и других сферах, позволяющих предотвратить любые конфликты или приводить их к мирному разрешению, базирующемуся на взаимоуважении и терпимости.

  Гражданин отечества, Гражданин Мира начинается с гражданина школы.

        Мы работаем в направлениях:

1. целостность восприятия мира, утверждения культуры мира,

2. культурологическое,

3. экологическое (экология природы и человека),

4. межкультурная коммуникация, этика информационных технологий.

 1. Целостность  восприятия мира, утверждения культуры мира  это ориентация человека на рассмотрение и углубление знаний о себе и мире, отрицание культа войны, насилия, признание мирного сосуществования народов, государств, культур, религий. Мы поддерживаем международное движение за культуру мира и ненасилия. Руководствуемся положениями Манифеста-2000 «Мир в наших руках»:

  • Каждый из нас  должен осознавать ответственность за будущее человечества, за будущее грядущих поколений.
  • 2000 г. – год подписания манифеста-2000 – отправная точка для преобразования культуры войны в культуру мира и ненасилия.
  • Воспитание в молодом поколении ценностей, которые лежат в основе  идей культуры Мира и ненасилия: уважение прав и жизни каждого человека, терпимость друг к другу, демократия  и сплоченность, сохранение жизни на планете.
  • Культура мира и ненасилия открывает возможности для созидания мира, исполненного гармоничного и всестороннего развития потенциала Человека.

  В своей повседневной жизни, дома, на работе, в своем сообществе, в стране и регионе мы руководствуемся следующими принципами:

«Уважать жизнь каждого человека», «Отвергать насилие», «Быть щедрым», «Слушать и стремиться понять», «Оберегать нашу планету»,

«Укреплять солидарность»

Школа XXI века обязана воспитать Человека высокой культуры, Человека, стремящегося овладеть Культурой Мира. Поэтому мы ставим задачи:

1)      Воспитай в себе личность.

2)      Воспитай в себе патриота и гражданина.

3)  Воспитай в себе  нравственные качества и реализуй  свое творческое начало через различные виды  деятельности.

4)   Создай себе программу «Здоровый образ жизни».

5)   Повышай свой культурно-оздоровительный и интеллектуальный уровень.

 

2.   Культурологическое – изучение и сохранение истории и культуры  народов нашей страны и всемирного культурного наследия. Приобщение к ценностям мировой, национальной и региональной культуры становится средством духовного развития ученика. Проект направлен на создание единого образовательного пространства, способствующего гражданско-патриотическому, нравственному воспитанию детей на основе изучения традиций многонациональной русской культуры, освоения художественных промыслов и ремесел и развития практической и художественной одаренности учащихся. В рамках проекта предполагается формирование такой образовательной среды, в которой происходит рождение замысла, практическое и художественное воплощение идеи в ходе различных видов деятельности по созданию школьного краеведческого музея и его филиалов: музей народной культуры и детского творчества, кабинет «Культуры мира».

 3.  Экологическое  -   и это не только сохранение окружающей среды как среды обитания всего живого.

Значительное внимание мы уделяем вопросам здоровья учащихся, пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, деятельности психолого-педагогической службы, занимающейся изучением разнообразной среды жизнедеятельности учащихся: предлагаем и создаем комфортные условия для обучения и воспитания.

 4.    Межкультурная коммуникация, этика информационных технологий – сегодня это одно из ведущих направлений ПАШ, и новое направление лицейского проекта «Я – гражданин России, Я – гражданин Мира». Эти направления на сегодня – основа воспитательной системы нашего лицея.

 Школьный проект разработан и реализуется совместно учащимися и педагогами. В лицее внедряется модель школьного самоуправления «Планета ЮНЕСКО», которая формирует чрезвычайно важную сферу саморазвития личности – « Я – гражданин».

  «Все победы в мире начинаются с победы над собой»  - так утверждали древние философы. Основы теории самосовершенствования личности заложены в «Я – концепции» гражданина лицейской «Планеты ЮНЕСКО».

Технологические принципы «Планеты ЮНЕСКО» заложены в трех коротких словах:

САМО, СО, НАДО:

САМО – это не только свободное самоопределение, но и ответственный выбор, добровольное принятие на себя обязанностей перед самим собой.

СО       – это путь творческой индивидуальности к публичной и социально зримой активности, путь к становлению личности.

НАДО – это форма человеческой активности, дополняющая творческую индивидуальность и общественную личность до позиции гражданина своей  страны и мира.  

      Итак, 

Проект «Я – гражданин России, я – гражданин Мира»

 

Восточная мудрость гласит:

Если ты думаешь на год вперед, посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.                          

                                                                                                                                                         

      Реализация воспитательного потенциала образовательного учреждения обеспечивается через различные педагогические средства. Для нас чрезвычайно важна совместная деятельность педагогов и учащихся.

     Строя свою модель гражданского образования, становления, мы рассматриваем гражданственность как сложнейшее личностное образование. В исследовательские задачи нашего проекта «Я – гражданин России» входит выявление уровня сформированности гражданственности у подростков. Совместное проектирование дает ценный опыт по творческому росту и развитию двух субъектов образовательного процесса – учителя и ученика. При этом решаются образовательные, развивающие, коммуникативные, воспитательные задачи:

     В основу работы над проектом «Я – гражданин России, я – гражданин Мира» положен принцип обучения через приобретение знаний посредством практических действий. Основные направления Проекта реализуются в рамках ученических подпроектов.

               Подпроект «Будущее Планеты в руках сегодняшних детей»

 реализуется в соответствии с первым направлением Проекта – целостность восприятия мира, утверждение Культуры Мира.

     «Воспитай в себе личность», «Воспитай в себе патриота и гражданина», «Воспитай в себе нравственные качества и реализуй свое творческое начало». Эти принципы реализуются через Я – концепцию гражданина школьной «Планеты ЮНЕСКО».

                                                               Я – личность. Я – гражданин.

         Я – личность:   Полноценная личность формируется через этапы:

                           1) целеполагание (развитие свободы, воли),

                           2) планирование и организация (инициатива, творчество),   

                           3) реализация намеченных целей (трудолюбие, способности),

                           4) анализ и оценка результатов (совесть, честность, честь).

 

        Я – гражданин:  -  патриот (люблю своих родителей, учителей, свою планету, люблю и 

                                         горжусь своим лицеем, “малой” и “большой” Родиной);

                                -  общественно активный (участвую в школьном самоуправлении, 

                                        решаю проблемы школьной жизни, преображаю окружающую среду);

                               -  законопослушный (имею права и обязанности, отвечаю за свои 

                                        поступки, соблюдаю законы, соблюдаю принцип толерантности).

       Самосовершенствование – это вера в собственное «Я». Обращение к самооценке аспектов «Я – концепций» сопровождается рефлексивным анализом:  Я – умею общаться, коммуникабелен? Пользуюсь авторитетом? Умею сходиться с людьми? Умею уйти от конфликта? Уважаю других? Добиваюсь своего? Принципиален? Самодостаточен?

          Дети учатся познавать самих себя, окружающий мир. В лицее создано научное общество учащихся. Старшеклассники имеют возможность под руководством своих наставников   заниматься исследовательской работой в разных направлениях.

                                   Подпроект «Всемирное культурное наследие»

      Является составной частью второго культурологического направления лицейского Проекта «Я – гражданин России, я – гражданин Мира».

     Реализация подпроекта направлена на развитие культурно-исторической компетентности личности ученика, будущего участника мирового сообщества, через учебную и внеучебную деятельность.

       Конечно же, мы в первую очередь изучаем историю своей страны, ее символику, историю родного края на уроках истории, граждановедения, права, литературы, географии через региональный компонент «История и география родного края», через работу клуба «Поиск» на базе краеведческого музея, через работу лицейского исторического клуба «Клио», который контактирует с Государственным Центральным музеем Современной истории России (Москва) и Центральным музеем Древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

  2004г. Краеведческий музей лицея – победитель областного конкурса школьных музеев «История одного экспоната» в номинации «Древняя история». Ребята пополняют постоянно экспозиции школьного краеведческого музея, ведут поисковую, исследовательскую работу, проводят экскурсии, организуют краеведческие экспедиции. Много внимания уделяют нашим ветеранам. Идет большая подготовка к празднованию 60-летия Победы. Лицеисты – активные участники районных, областных и Всероссийских конкурсов и фестивалей, акций, посвященных этой знаменательной дате.

Ученица лицея Захарова Наталья удостоена диплома победителя (2 место) Российского комитета ветеранов военной службы за участие во Всероссийском Лермонтовском конкурсе военно-патриотической поэзии «Люблю Отчизну я», посвященного 60-летию Победы в ВОВ 1941-1945 г.г. 

    Реализуя страноведческое направление подпроекта “Всемирное культурное наследие” мы много путешествуем по родному краю, России и миру. Это дает нам возможность увидеть, изучить памятники, относящиеся к природному и культурному наследию, которое сохранено и должно сохраняться человечеством.

  Живое соприкосновение с этими памятниками помогает нам понять их значимость. Это и предметы русской старины, находящиеся в нашем школьном музее, или в Музее деревни Степановка, основанном старейшей жительницей нашего края, почетным гражданином Орехово-Зуевского района Устиньей Акимовной Андрияновой, это и приводящий всех в восторг Древний Суздаль и  Золотое Кольцо России, это и 300-летний величественный Петербург. А Северный Кавказ с его незабываемыми природными заповедниками, Агурским ущельем, 200 метровыми «Орлиными скалами», где по преданию был прикован Прометей, Колхидским лесом, мацестинскими сероводородными минеральными источниками, с дольменами – древними захоронениями, ровесниками египетских пирамид, являющимися культурными памятниками эпохи «бронзы», родниками и многометровыми водопадами - все это мы увидели, отдыхая на туристической базе в Сочи. Это и многочисленные исторические памятники европейских городов, где мы побывали: Дрезденская галерея, Берлинская стена, здание Рейхстага, Эйфелева башня, Собор Парижской Богоматери, Лувр, Монмартр, и, конечно, же Диснейленд, Римский Колизей, Ватикан, загадочная республика Сан-Марино, очаровательный город-памятник на воде Венеция, и культурно-поэтический центр Германии – Веймар и исторический Мюнхен; и средневековые замки Южной Чехии, Градец Кралове, Карловы Вары, и Злата Прага. Прекрасный Будапешт, излучина Дуная и Сентендре – колоритный веселый городок, Вышеградская крепость – бывшая королевская резиденция и, конечно же, незабываемые купальни в гротах скалы Мишкольца и будапештские термы купальни «Сечении».

  Путешествуя, мы учимся понимать те общие ценности, которые есть на планете, мы учимся культуре мира.

  Мы изучаем по выбору и второй дополнительный язык французский. Не знать французского языка нам сегодня никак нельзя. Ведь наши соседи – французская фирма ООО «МИШЛЕН Русская Компания по производству шин».

  МОУ «Давыдовский лицей» с 2000г, работает по проекту «Ассоциированных школ ЮНЕСКО», органично вливается в проект АШЮ, являясь его составной частью, лицейский проект «Я – Гражданин России, Я – Гражданин Мира».

  Культурологическое направление проекта «Я – Гражданин России, Я – Гражданин Мира» реализуется через программу «Диалог культур» в рамках сотрудничества МО учителей иностранного языка МОУ «Давыдовский  лицей» и преподавателей международной школы Мишлен в области изучения английского и французского языков.

  ЮНЕСКО провозгласило ХХI век веком полиглотов. Это означает признание того факта, что знание даже не одного,  а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности, фактором,  существенно влияющим на успешное продвижение в разных сферах деятельности в новом постиндустриальном обществе. Знание иностранных языков и компьютерных технологий – важнейшие требования к уровню и качеству образования любого специалиста, помимо профессиональной области.

Расширение круга пользователей сетью Интернет также ставит проблему практического владения иностранным языком достаточно остро.

  Всемирная сеть – это выход в мировое пространство, это возможность получения информации из ведущих научных образовательных центров, виртуальных библиотек, возможность общения с носителями языка. Но чтобы все эти возможности стали реальностью, необходимо практическое владение иностранным языком.

  Для достижения этой цели в нашем лицее разработана программа, «Диалог культур» в рамках которой ведется работа по нескольким инновационным направлениям:

1) Сотрудничество в рамках лицейского проекта (культурологическое направление) с Международной школой Мишлен в области изучения иностранных языков.

2) Курс «Машинопись на иностранном языке (англ.,франц.)» в рамках работы лицейского профессионального центра «Подрост».

3)   Занятия по индивидуальным учебным планам с одарёнными детьми.

    Этапы программы:

I этап (2004-2005) - подготовительный

Пополнение и обновление материально-технической и методической базы ресурсных кабинетов иностранного языка, изучение новых методик преподавания, повышение квалификации          преподавателей; целенаправленное вложение спонсорских средств компании «Мишлен» в развитие материально-технической базы.

II этап (2005-2006) – формирующий

Установление контактов с преподавателями международной школы «Мишлен» (визиты, договоры…). Разработка программ сотрудничества в рамках лицейского проекта «Я – Гражданин России, Я – Гражданин Мира» (культурологическое направление).

Экспериментальная работа МО учителей иностранного языка по программам сотрудничества с Международной школой «Мишлен».

III этап (2006-2007) – аналитический

Подведение итогов экспериментальной работы, обобщение результатов, мониторинги, диагностика, выводы в экспериментальной работе, создание инновационного банка методических разработок.

 Основная цель программы – развитие у учащихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизации.

 Работа по направлениям:

1. Проект  сотрудничества с международной школой «Мишлен» в области изучения иностранных языков.

  Задачи:

1. Повысить уровень преподавания иностранных языков (английского и французского).

2. Наладить связи между лицеем и культурными центрами, посольствами, учебными учреждениями Москвы.

3. Создать условия для общения детей сотрудников-экспатов Мишлен в лицее.

4. Сформировать у лицеистов уважение к другим культурам и народам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.

5. Развить самообразовательный потенциал учащихся в изучение других иностранных языков и многообразия совершенного многоязычного и поликультурного мира.

6. Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе  соизучения языков и культур.

                             Подпроект «…Приведи в порядок Планету…».

      Работа ведется в двух направлениях:                                                                             

“Сохранение окружающей среды” и “Здоровье и здоровый образ жизни”.

        1.  Сохранение окружающей среды.

     Наш лицей – маленькая планета. Все главное в судьбе человека начинается со школы. Какими мы будем в школьные годы, такими станем и в последующей жизни. Наш лицей самый лучший, потому что он НАШ. Мы любим и бережем свой лицей!

     Лицейский экологический клуб «Тари» занимается озеленением школьной планеты: ребята разводят экзотические растения, которые украшают классные комнаты, фойе, коридоры. Традиционны ярмарки-распродажи цветов и рассады. На пришкольном участке осуществляется дизайн школьного ландшафта, территория подшефного детского садика «Родничок» всегда в ухоженном состоянии благодаря нашим экологам, вместе со взрослыми ребята участвуют в уборке и благоустройстве территории микрорайона.

     Наша экологическая тропа проходит через озера,  лесополосу, родники до Куровского мехсемлесхоза, на базе которого работает школьное лесничество. Традиционными являются школьные экологические и научно-практические конференции с привлечением общественности. Активно развивается экологический туризм. Экологи-старшеклассники ведут контроль за состоянием воды, воздуха, земли, флоры и фауны. Ребята сотрудничают с доктором химических наук, профессором Московского государственного университета Мансуровым Г.Н., а также с представителями французской фирмы ООО «МИШЛЕН Русская Компания по производству шин» (Франция). А еще у нас летом при школе работает оздоровительно-экологический лагерь и школьная трудовая бригада. Ребята следят за чистотой в поселке и на территории озера – зоне отдыха. А также работают по заданию мехсемлесхоза в питомнике.

     Ежегодно (г. Луховицы) -  Команда школьного экологического клуба «Тари» принимает участие в областном слете юных экологов, организованном Центром детско-юношеского туризма Министерства образования РФ. Во многих конкурсных номинациях ребята стали победителями и награждены грамотами, дипломами, ценными призами.

     Лицей – участник акции «Общероссийские Дни защиты от экологической опасности на территории Московской области». По результатам районного смотра-конкурса, проводимого в 2003, 2004 г.г., работа коллектива по благоустройству и содержанию школьной территории признана лучшей, а администрация и педколлектив Давыдовского лицея награждены почетной грамотой районного управления образования за эффективную работу по улучшению условий содержания, уходу и бережному отношению к своей территории, воспитание экологической культуры личности школьника. (Приказ РУО №121/1 от 10.09.2003г.).

     На Дне Лицея (25 ноября 2003г.) педагогическому коллективу вручена грамота Куровского опытного лесного хозяйства с благодарностью за содействие в работе и активное привлечение учащихся к сохранению и приумножению лесных богатств.

            2. Здоровье, здоровый образ жизни.   Эти вопросы очень важны для нас. У нас хорошие условия для занятий спортом. Ребята занимаются в многочисленных спортивных секциях и клубах при детской спортивной школе и при лицее непосредственно. Спортивную базу помогают улучшить наши попечители – французская фирма «Мишлен». Теннисные столы, 20 пар пластиковых лыж, хоккейная коробка, форма для хоккеистов – это их подарок.

     В лицее оборудованы теннисный, тренажерный, хореографический залы. Это оказалось возможным благодаря средствам, выделенным Московской областной Думой лицею как участнику конкурса на Лучшую Программу развития. Ведется целенаправленная работа по созданию здоровьесохранного пространства в лицее. Разработана программа «Здравушка», идет процесс валеологизации образовательного процесса.

 

                                                       Здоровый образ жизни выбираем,

                                            Давая старт активный раз и навсегда

                                            Ритму радости, удачи, культу спорта,

                                            Атмосфере дружбы и добра!

                                            Вершин крутых элитного образованья

                                            Успешно пики покорим,

                                            Штурмуя и спортивные высоты –

                                            К здоровью путь необратим!

                                            А путь пройти тот без «подводных камушков

                                               поможет нам программа «Здравушка».

 

  7 апреля – Международный день здоровья. В этот день в лицее традиционно проходит спортивный праздник «Здравиада».

 Цель программы: Сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личности учащегося.

Здоровье как необходимая составляющая общей культуры.

 Задачи программы

  • Формирование у школьников мотивации и навыков здорового образа жизни.
  • Создание условий для системного оздоровления детей.
  • Обеспечение учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять  и укреплять здоровье.
  • Моделирование различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в ОУ, а также на изменение  всего уклада школы с пользой для здоровья каждого индивида.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Расширение взаимодействия лицея, родителей, общественности по созданию территории здоровья в ОУ.

 Этапы программы

 1 этап – подготовительный 2006-2007 г.г.

 Обновление и пополнение нормативно-правовой базы ОУ, подготовка педагогических  кадров по вопросам здоровьесбережения. Введение валеологической доминанты в образовательный процесс. Старт нового  инновационного проекта «Школа гражданского становления и здорового развития учащихся». Разработка и утверждение  программ. Мобилизация  ресурсов лицея, общественности, социума в  контексте укрепления здоровья. Участие в конкурсе инновационных школ в рамках ПАПО.

 2 этап – формирующий 2007-2009г.г.

       Создание здоровьесберегающего пространства. Внедрение комплексной программы содействия здоровью. Внедрение в образовательный процесс элементов методики д.м.н., профессора В.Ф. Базарного. Здоровьесберегающие возможности  гендерных педагогических технологий (1 ступень обучения). Сотрудничество с научно-внедренческой лабораторией физиолого-здравоохранительных проблем образования (ФЗПО) Администрации Московской области. Новая инновационная форма метода работы «Давыдовский лицей» – ресурсный центр в районе и области по направлению «Школа гражданского становления и здорового развития учащихся». Экспериментальная работа педагогического коллектива по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ОУ. Материально-техническое обеспечение здоровьесберегающих технологий.

      3 этап  - аналитический  2009-2010г.г.

       Подведение итогов экспериментальной работы. Обобщение результатов диагностики, выводы по эксперименту и гипотезе всего исследования. Обмен опытом работы по созданию территории здоровья ОУ. Создание инновационного банка по здоровьесбережению.

   Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным-

сделайте его крепким и здоровым

Жан Жак Руссо

            По глубокому убеждению наших предков, слово обладает чародейною силою, а слова  «здравий», т.е. пожелание здоровья, призывают на того, кому они адресованы счастье, здоровье, довольство, крепость тела и успех в делах. Поэтому название нашей программы «Здравушка».

Представленная программа  ориентирована на школьника и даёт возможность поэтапного открытия в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных ориентиров, эмоциональных колебаний и т.д.

Сохранение здоровья подрастающего поколения признано приоритетным направлением государственной политики в области образования (Закон РФ «Об образовании», ст.51).

Целевой установкой, органично сочетающей единства трёх сфер здоровья (физического, психического, социального) для нашего образовательного, является здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного, которая позволяет привести педагогический процесс в соответствие с законами становления и развития детского организма.

Особенно остро вопросы здоровьесбережения стоят перед инновационными учебными заведениями, где программа обучения предъявляет повышенные требования к организму ребёнка.

Суть программы заключается в формировании у школьников мотивации на здоровье в условиях современного образования.

 Основные направления программы:

 - организация здоровьесберегающего образовательного процесса;

- учебно-воспитательная работа;

- инструктивно-методическая работа с учащимися, педагогами, родителями;

- оздоровительно-профилактическая работа

      В лицее работает психолого-педагогическая служба. Социальные педагоги помогают учителям, родителям в работе с детьми, требующими особого внимания и психологической поддержки. В школе и социуме работает большое количество кружков, секций, студий, объединений, обеспечивающих круг занятости, реализацию интересов, увлечений подростков.

                      Ментальность или мировоззрение народа изменить невозможно, но научиться воспринимать друг друга такими, какие мы есть, научиться ценить те общие ценности, которые есть на планете – вот те реальные задачи, которые нам по силам.

     Школа – малая частица, слепок гражданского общества, которое мы пытаемся построить. И очень может быть, что-то детско-взрослое сообщество, которое мы культивируем в наших школах сегодня, - завтра станет нашим общим гражданским обществом, построенном на терпимости, принятии друг друга, диалоге, согласии, самоорганизации и взаимодействии.

 Так, школьные традиции и каждодневный педагогический поиск приобретают глубину и основательность в общении с педагогической теорией. Этот сплав рождает формулу успеха, над которой уже 16-й год работает педагогический коллектив МОУ "Давыдовский лицей".

 ·        Лицей – победитель Всероссийского конкурса ОУ, внедряющих инновационные программы (в рамках ПНП «Образование» 2006);

        ·        Лицей - победитель Всероссийского конкурса Лучших учителей

(в рамках ПНП «Образование» 2006);

          ·       Лицей – дипломант регионального конкурса «Лучшие школы Подмосковья-2005»;

  • Лицей – победитель областного конкурса школьных музеев «История одного экспоната» в номинации «Древняя история» (2004);
  • Лицей – лауреат областного смотра-конкурса на самую благоустроенную территорию образовательного учреждения Московской области - 2005;
  • Лицей  - призер по нескольким номинациям в ежегодном конкурсе творческих работ «Выхожу из ситуации – ЭКО»;
  • Лицей – лауреат и победитель ежегодного Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета»;
  • Лицей – победитель научно-практической конференции «Шаг в будущее, Орехово-Зуевский р-н», «Шаг в будущее, Москва» в рамках Всероссийской программы молодых исследователей «Шаг в будущее» (2005, 2006);
  • Лицей – победитель Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «Юность, Наука, Культура-2007»;
  • Лицей – лауреат Российского национального юниорского лесного конкурса «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам» «Подрост»»;
  • Лицей – удостоен грамоты Министерства образования Московской области за большой вклад в развитие гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи Московской области, активное участие в областных мероприятиях патриотической направленности и помощь в проведении Научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы в ВОВ;
  • Лицей – лауреат Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества «Мой Пушкин», посвященного 205-летию со дня рождения поэта;
  • Лицей – удостоен грамоты Министерства образования Московской области за активное участие в областной школе актива патриотических объединений Московской области;
  • Лицей – дипломант конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО «Дети исследуют мир»;
  • Лицей – дипломант историко-краеведческого марафона, посвященного 60-летию Победы в ВОВ;
  • Лицей – победитель районного творческого конкурса «Родному краю – творчество юных», посвященного 75-летию Орехово-Зуевского района и Московской области;
  • Лицей – удостоен диплома за максимальное участие в мероприятиях, проводимых в рамках программы районной детской организации «Содружество»;
  • Лицей – удостоен грамоты ЦРДОиСВ Муниципальное общеобразовательное учреждение "Давыдовский лицей" Моск.обл. за активное участие в областной школе-актива патриотических объединений Московской области;
  • Лицей – отмечен Благодарственным Письмом Комитета по делам молодежи Орехово-Зуевского района за активное участие в районном конкурсе молодежного творчества «Я люблю тебя, Россия», посвященного 60-летию Победы в ВОВ;
  • Большая группа педагогов лицея является лауреатами и дипломантами конкурсов, конференций, акций, фестивалей, соревнований различных уровней;
  • Лицей – член областного актива по гражданско-патриотическому воспитанию при Центре развития творчества детей и юношества Министерства образования Московской области;
  • Лицей – отмечен Благодарственным письмом за активное участие в районном конкурсе «Педагог года 2005», а также дипломом за победу в номинации «Учитель-исследователь»;
  • Директор лицея Рощина Тамара Васильевна награждена грамотой Министерства образования Правительства Московской области за большой вклад в развитие патриотического воспитании учащихся Московской области и активное участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных 60-летию Победы в ВОВ;
  • Директор лицея Рощина Тамара Васильевна отмечена Благодарственным письмом Министерства образования Московской области за большой вклад в патриотическое воспитание учащихся Московской области и активное участие в мероприятиях, посвященных 60-летию Победы в ВОВ.
  • Лицей с 2005-2006 учебного года является районной экспериментальной площадкой по направлению "Предпрофильная подготовка и профильное обучение учащихся (9-11 кл.)".
  • Лицей – участник Всероссийского форума "Образование и здоровое развитие учащихся"                   г. Москва
  • Лицей – участник Международного конкурса  НИ проектов "Энергия будущего" 2006
  • Лицей – участник VI всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории XX века"
  • Лицей – награжден грамотой МГУ за успешное участие во Всероссийской заочной олимпиаде «Оставь свой след» Москва 2007
  • Лицей – участник Всероссийского фестиваля-конференции «Эврика-Авангард». Слушания ОП РФ «Общественная экспертиза ПНПО» 2007г.
  • Лицей – член Ассоциации сети «Эврика» с 2007 года
  • Лицей – член Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья» с 2007 года 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»