Управление образования Орехово-Зуевского муниципального района МО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Давыдовский лицей"

- победитель конкурса ПНПО 2006г. , 

- победитель конкурса  МОУ в Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы 2012г.

 

Содержание образования

 

Образовательная программа  МОУ "Давыдовский лицей"

                                                                                                                                                                        

   Образовательная программа лицея представляет собой комплексный документ, фиксирующий согласованные  с управляющим советом: образовательные цели (социокультурная миссия) лицея; основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результаты образования); программу развития лицея.

   Образовательная программа каждой ступени общего образования содержит свои цели образования.

   Цели основной образовательной программы начального общего образования: создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребёнка; для развития ребёнка как субъекта отношений с людьми, с миром и собой через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, формирование желания учиться и основ умения учиться – постоянно расширять границы своих возможностей.

   Цели основной образовательной программы основного общего образования: создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной образовательной траектории через полидеятельностный  принцип организации образования, организация образовательной среды как многополюсной  и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

   Цели основной образовательной программы среднего (полного)общего образования:  выстраивание образовательного пространства адекватного старшему школьному возрасту через  создание условий для социального и образовательного самоопределения  старшеклассников, получение качественного современного образования , позволяющего выпускнику  занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, успешно обучаться после школы.

Основным механизмом реализации образовательной программы стал учебный план МОУ «Давыдовский лицей» на 2008-2009 учебный год.

   В распределении часовой нагрузки по иностранному языку мы руководствуемся Письмом Департамента общего среднего образования Министерства РФ от 28 ноября 2000 г. № 3131/11-13, в котором говорится о том, что второй иностранный язык может вводиться во всех видах школ как обязательный учебный предмет или как обязательный учебный предмет по выбору или, наконец, как факультатив.

   Лицейский компонент отражает особенности образовательной программы лицея. На всех трех ступенях обучения введены предметы, курсы, значительно усиливающие образовательный потенциал учащихся в соответствии с их интересами, уровнем развития, способностями.

   Учебный план МОУ "Давыдовский лицей" разработан на основе федеральной нормативно- правовой базы и направлен на реализацию целей и задач  лицейского образования.

   Основные принципы, на которые опирается Учебный план:

- расширение содержания и превышение стандартов по базисным дисциплинам;

- выполнение государственного образца стандарта по базисным дисциплинам;

- ориентация учащихся на самостоятельную исследовательскую работу.

   Учебный план рассчитан на 21 класс-комплект.

Занятия организованы в первую смену.

Вторая смена полностью обеспечивается блоком дополнительного образования.

 

                  Структура    учебного   плана:

 

   Первая ступень обучения: (срок освоения - 4 года)

   План содержит инвариативную часть, куда входят предметы федерального компонента и вариативную часть – компонент образовательного учреждения.

   План основан на БУПРФ 1998 года, но внесены некоторые коррективы за счет школьного компонента. Обучение ведется по образовательной программе «Школа России», получившей развитие на новых модернизированных УМК.

   К особенностям учебных программ первой ступени обучения необходимо отнести  изучение  следующих дисциплин:

2-4 классы - английский язык

2-4 классы - народная культура

1-2 классы - окружающий мир

3-4 классы - природоведение и обществознание

2-4 классы  - ОБЖ и физическая подготовка

1-4 классы - информатика

– учебный предмет «Информатика» (теоретический курс-УМК автор А.В. Семёнов) изучается с 1 класса за счёт кружковой работы, в  3-4 классах  за счёт вариативной части учебного плана. Компьютеризация обучения в начальной школе помогает по-новому организовать учебный процесс, сделать его более интенсивным, неформальным, современным; позволяет более подробно проработать узловые темы школьных предметов.

- образовательный компонент «Окружающий мир» представлен в двух вариантах:

   курсом «Окружающий мир» в 1-2 классах;

   природоведением и обществознанием  в 3-4 классах, основная идея курсов – все элементы природы взаимосвязаны, природа и люди – одно целое.

- в лицее ведётся активная целенаправленная работа по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию учащихся в рамках лицейского проекта «Я - гражданин России, я - гражданин Мира». И, конечно же, в первую очередь с начальной школы учащиеся изучают историю, культуру, традиции своего народа. В связи с этим с 2-по 4 класс введён курс «Народная культура» за счёт вариативной части учебного плана.

- в качестве учебного модуля в рамках образовательной области «Технология» в начальной школе введен курс «Трудовое обучение»  1-4 класс и интегрированный курс «Математика и конструирование», автор УМК Волкова С.И.1-4 класс;

   В рамках реализации лицейской программы здорового образа жизни «Здравушка» внедряются элементы здоровьеразвивающей технологии д.м.н. В.Ф.Базарного «Организация учебного процесса на принципах сенсорно-моторной свободы». В связи с этим во второй половине дня введены часы ритмики (1-4 классы), проводятся физкультминутки и динамические паузы. В рамках регионального компонента введен интегрированный курс «ОБЖ и физическая подготовка», включающий знания о поведении в экстремальных ситуациях (автор учебника В.В.Поляков). На занятиях по физической культуре большое внимание уделяется проблеме здорового образа жизни, осуществляется дифференцированный  подход к физической нагрузке; с 1-го по 4-й класс веден дополнительный двигательный час «Ритмика» за счет дополнительного образования.

   При составлении учебного плана учтены требования к максимальному объему нагрузки учащихся при 5-ти дневной неделе в 1-х и при 6-ти дневной учебной неделе во 2-4 классах.

  

   Вторая ступень обучения: (срок освоения -5 лет)

   В основной школе не только закладывается фундамент общеобразовательной подготовки обучающихся, причем на лицейском уровне, с реализацией программ  повышенного, углубленного обучения, но и реализуется идея предпрофильной подготовки.

   Профилизация происходит через углубление и расширение образовательных областей «Математика», «Естествознание», «Технология».

   В филолого-культурологический цикл входят курсы МХК, «Духовное краеведение Подмосковья». Эти уроки  ведутся в форме диалогов и дискуссий, их цель – заложить систему таких личностных свойств, чтобы ребенок умел общаться, уважать чужие интересы, чувства,  национальное достоинство и достоинство каждой личности.

   С целью развития речи, расширения кругозора, краеведческих знаний и социализации лицеистов изучаются:

7-8 классы – Духовное краеведение Подмосковья

9 класс      - Московская область – субъект РФ

8-9 класс   – технология  проектно-исследовательской деятельности

6-9 класс   – второй язык (французский)

5-9 класс   – ОБЖ и физическая подготовка

   Через образовательную область «Технология» на второй ступени изучается курс черчения и информатики, способствующий повышению общей информационной культуры лицеистов. В 7-8-х классах курс «История и география родного края» интегрирован с курсом «Духовное краеведение Подмосковья».

    С учетом социального заказа и возможностей лицея изучается второй иностранный язык (французский) в 6а,б факультативно, в 7а, 8 аб, 10а через дополнительное образование.

Использованием УМК, учебных программ, учебной литературы, рекомендованных для гимназий и лицеев, обеспечивается универсальность лицейского образования на уровне выше  требований государственного стандарта по предметам: математика, химия, физика, биология, русский язык, литература, история, обществознание, английский и французский языки, информатика, риторика.

Через дополнительное образование реализуются спецкурсы, исследовательские программы, индивидуально-групповые занятия, программы индивидуального обучения, элективные курсы, что позволяет выстроить каждому обучающемуся свою образовательную траекторию.

 

   Третья ступень обучения: (срок освоения -2 года)

   План 10-11х классов обеспечивает среднее (полное) общее образование как завершающую ступень общего образования. В старших классах введено профильное обучение, ориентированное на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. При таком подходе процесс обучения становится личностно-ориентированным. Профильное обучение направлено на реализацию технологии саморазвитии личности подростка. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учащимися индивидуальной образовательной траектории.

Учебный план для  10-11х классов основан на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования.

   В учебном плане представлены следующие профили (10-11 класс): физико-математический, естественнонаучный, технический.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и, учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНом, каждый обучающийся  вправе формировать свой учебный план.

На третьей ступени ведется повышенное, углубленное, профильное, практико-ориентированное обучение по математике, информатике, химии, биологии, ОБЖ, физике, русскому  языку, литературе.

    В региональный компонент введены специализированные курсы «Русское речевое общение», «Право», курс «ОБЖ и физическая подготовка»,включающий знания о поведении в экстремальных ситуациях.

Через образовательную область «Технология»  проведены курсы  «Технология проектно-исследовательской деятельности» и «Технология делового общения».

   С 2004 года в лицее проходит апробацию учебно-методические комплексы проекта областного компонента государственного стандарта общего образования:

«Русское речевое общение» (10-11 кл.), «Московская область – субъект РФ» (9 кл.), «Духовное краеведение Подмосковья» (7-9 кл.), «История Московской области» (7-8 кл.).

В необходимом количестве приобретены учебные пособия, занятия проводят учителя, ведущие уроки предметного цикла, содержание которого соотносится с содержанием апробируемого курса.

Дополнительное лицейское образование представлено элективными курсами, направленными и на развитие содержания одного из базовых учебных предметов, и на подготовку к единому государственному экзамену, обеспечивают удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах деятельности.

С целью формирования навыков самостоятельной работы, приближения учащихся  к выбранному профилю будущей профессии введен образовательный модуль исследовательского характера. В работе по развитию способностей учащихся принимают участие предметные секции лицейского НОУ «Эврика»  и лицейского профцентра «Подрост».

     С 2004-2005 учебного года ведется профессиональная подготовка учащихся лицея по профессиям: Лаборант химического анализа (К-13391), Оператор ЭВМ (К-16199), Машинистка, работающая с иностранным текстом (К-24033), Цветовод (К-19524), Лесовод (К-13376), Социальный работник (К-26527).

     Главная задача профессиональной подготовки – обеспечение социальной защищенности выпускников за счет получения ими профессиональных знаний и умений, облегчающих процесс социальной адаптации. Для профессиональной подготовки частично используются часы и из вариативной части базисного учебного плана и часы  из лицейского компонента.

     Особенностью образовательной программы лицея является предоставление способным учащимся возможности изучать второй иностранный язык (французский) в рамках дополнительного образования и через допрофессиональную подготовку.

Таким образом, учебный план лицея выполняет образовательный государственный стандарт по базовым дисциплинам, расширяет содержание и превышает стандарт образования по предметам приоритетных направлений работы лицея, ориентирует лицеистов на самостоятельную исследовательскую работу, обеспечивает условия для самоопределения учащихся, готовит их к поступлению в высшие учебные заведения. 

     Учебные программы лицея имеют логическое продолжение в программах дополнительного образования, основными задачами которого является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся; развития и реализации их творческих, интеллектуальных возможностей; вовлечение их в разнообразную творческую деятельность (интеллектуальные турниры, марафоны, олимпиады,  конкурсы, конференции, научные общества, студии, ансамбли, спортивные объединения). Дополнительные образовательные программы за пределами учебного плана предоставляются учащимися за счет бюджетного финансирования (т.е. бесплатно).

  

НАЗАД

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»