Управление образования Орехово-Зуевского муниципального района МО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Давыдовский лицей"

- победитель конкурса ПНПО 2006г. , 

- победитель конкурса  МОУ в Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы 2012г.

 

Лицейский проект

   «Я – Гражданин России, я – Гражданин Мира»

 

Школа Гражданского становления

 

    Сегодня наиболее актуальной проблемой деятельности школы, выбора приоритетных направлений в образовательном процессе является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

     Социальное проектирование – один из интенсивных методов включения учащихся в общественную жизнь школы, поселка, района, области, страны.

МОУ "Давыдовский лицей" является участником Проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». По мнению большинства педагогов и преподавателей различных стран мира, подрастающее поколение планеты необходимо воспитывать в духе мира и международного сотрудничества. Проект Ассоциированные школы (ПАШ) содействует решению этой задачи. Способствует такому воспитанию, является составной частью, органично вливающийся в Проект Ассоциированные школы (ПАШ) наш лицейский проект «Я – гражданин России, я – гражданин Мира», разработанный в 2001 году.

С 2003 года мы являемся участниками областной и Всероссийской акций «Я – гражданин России».  Представленный на областной уровень, школьный проект в 2003 года удостоен Диплома Победителя.

На территории деревни Давыдово Орехово-Зуевского района Московской области функционирует ряд современных предприятий, в том числе иностранных ООО «Мишлен Русская компания по производству шин» (Франция), «Тегола Руфинг Продактс» (Италия), «Акватон», «Импульс-Пласт» и другие. На предприятиях работают вместе с россиянами граждане из Франции, Италии, Турции; некоторые их них проживают у нас в деревне.

Являясь важнейшим звеном социально-педагогического комплекса Давыдово, лицей активно взаимодействует по соответствующим направлениям с социумом. Учащиеся имеют возможность реализовать себя через различные виды деятельности, которые предлагает социум и лицей.

Лицейский проект является социально значимым для Давыдово. Проект дает возможность объединить усилия педагогического коллектива Лицея, родителей, Администрации Давыдовского сельского округа, всех жителей поселка, а также руководителей района, области – всех, кто заинтересован в гражданско-патриотическом воспитании подростков, в воспитании молодежи в направлении культуры Мира, в формировании достойных граждан России и мира.

Гражданин отечества, Гражданин Мира начинается с гражданина школы.

        Мы работаем в направлениях:

1. целостность восприятия мира, утверждение культуры мира,

2. культурологическое,

3. экологическое,

4. межкультурная коммуникация, этика информационных технологий.

 

1. Целостность  восприятия мира, утверждение культуры мира  это ориентация человека на рассмотрение и углубление знаний о себе и мире, отрицание культа войны, насилия, признание мирного сосуществования народов, государств, культур, религий. Мы поддерживаем международное движение за культуру мира и ненасилия. Руководствуемся положениями Манифеста-2000 «Мир в наших руках».

 

2.   Культурологическое – изучение и сохранение истории и культуры  народов нашей страны и всемирного культурного наследия.

 

3.  Экологическое  -   и это не только сохранение окружающей среды как среды обитания всего живого.

Значительное внимание мы уделяем вопросам экологии человека.

4.    Межкультурная коммуникация, этика информационных технологий – сегодня это одно из ведущих направлений ПАШ, и новое направление лицейского проекта «Я – гражданин России, Я – гражданин Мира».        

             Эти направления на сегодня – основа воспитательной системы в лицее.

 

Школьный проект разработан и реализуется совместно учащимися и педагогами.

В лицее внедряется модель школьного самоуправления «Планета ЮНЕСКО», которая формирует чрезвычайно важную сферу саморазвития личности – « Я – гражданин».

  «Все победы в мире начинаются с победы над собой»  - так утверждали древние философы. Основы теории самосовершенствования личности заложены в «Я – концепции» гражданина лицейской «Планеты ЮНЕСКО».

Технологические принципы «Планеты ЮНЕСКО» заложены в трех коротких словах:

 

САМО, СО, НАДО:

 

САМО – это не только свободное самоопределение, но и ответственный выбор, добровольное принятие на себя обязанностей перед самим собой.

СО       – это путь творческой индивидуальности к публичной и социально зримой активности, путь к становлению личности.

НАДО – это форма человеческой активности, дополняющая творческую индивидуальность и общественную личность до позиции гражданина своей  страны и мира.  

 

  Итак, 

Проект «Я – гражданин России, я – гражданин Мира»

 

Восточная мудрость гласит:

«Если ты думаешь на год вперед, посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека».                                                                                                                                                                                      

 

     Реализация воспитательного потенциала образовательного учреждения обеспечивается через различные педагогические средства. Для нас чрезвычайно важна совместная деятельность педагогов и учащихся.

     Строя свою модель гражданского образования, становления, мы рассматриваем гражданственность как сложнейшее личностное образование. В исследовательские задачи нашего проекта «Я – гражданин России» входит выявление уровня сформированности гражданственности у подростков. Совместное проектирование дает ценный опыт по творческому росту и развитию двух субъектов образовательного процесса – учителя и ученика. При этом решаются образовательные, развивающие, коммуникативные, воспитательные задачи.

     В основу работы над проектом «Я – гражданин России, я – гражданин Мира» положен принцип обучения через приобретение знаний посредством практических действий. Основные направления Проекта реализуются в рамках ученических подпроектов.

 

              Подпроект «Будущее Планеты в руках сегодняшних детей»

 

реализуется в соответствии с первым направлением Проекта – целостность восприятия мира, утверждение Культуры Мира.

В своей повседневной жизни, дома, на работе, в своем сообществе, в стране и регионе мы руководствуемся следующими принципами:

«Уважать жизнь каждого человека»,

«Отвергать насилие», «Быть щедрым»,

«Слушать и стремиться понять»,

«Оберегать нашу планету»,

«Укреплять солидарность»

 

Школа XXI века обязана воспитать Человека высокой культуры, Человека, стремящегося овладеть Культурой Мира. Поэтому мы ставим задачи:

1)      Воспитай в себе личность.

2)      Воспитай в себе патриота и гражданина.

3)  Воспитай в себе  нравственные качества и реализуй  свое творческое начало через различные виды деятельности.

4)   Создай себе программу «Здоровый образ жизни».

5) Повышай свой культурно-оздоровительный и интеллектуальный уровень.

 

 Эти задачи реализуются через Я-концепцию гражданина школьной «Планеты ЮНЕСКО».

                         Я – личность. Я – гражданин.

 

       Самосовершенствование – это вера в собственное «Я». Обращение к самооценке аспектов «Я – концепций» сопровождается рефлексивным анализом. 

         Дети учатся познавать самих себя, окружающий мир. В лицее создано научное общество учащихся. Старшеклассники имеют возможность под руководством своих наставников   заниматься исследовательской работой в разных направлениях.

         Традиционным стало активное участие старшеклассников в районной и областной научно-исследовательской конференции «Шаг в Будущее».

                                

                             Подпроект «Всемирное культурное наследие»

 

     Является составной частью второго культурологического направления лицейского Проекта «Я – гражданин России, я – гражданин Мира».

     Реализация подпроекта направлена на развитие культурно-исторической компетентности личности ученика, будущего участника мирового сообщества, через учебную и внеучебную деятельность.

       Конечно же, мы в первую очередь изучаем историю своей страны, ее символику, историю родного края на уроках истории, через работу клуба «Поиск» на базе краеведческого музея, через работу лицейского исторического клуба «Клио», который контактирует с Государственным Центральным музеем Современной истории России (Москва) и Центральным музеем Древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

 

     Реализуя страноведческое направление подпроекта “Всемирное культурное наследие” мы много путешествуем по родному краю, России и миру. Это дает нам возможность увидеть, изучить памятники, относящиеся к природному и культурному наследию, которое сохранено и должно сохраняться человечеством.

Живое соприкосновение с этими памятниками помогает нам понять их значимость. Это и предметы русской старины, находящиеся в нашем школьном музее, или в Музее деревни Степановка, основанном старейшей жительницей нашего края, почетным гражданином Орехово-Зуевского района Устиньей Акимовной Андрияновой, это и приводящий всех в восторг Древний Суздаль и  Золотое Кольцо России, это и 300-летний величественный Петербург. А Северный Кавказ с его незабываемыми природными заповедниками, Агурским ущельем, 200 метровыми «Орлиными скалами», где по преданию был прикован Прометей, Колхидским лесом, мацестинскими сероводородными минеральными источниками, с дольменами – древними захоронениями, ровесниками египетских пирамид, являющимися культурными памятниками эпохи «бронзы», родниками и многометровыми водопадами - все это мы увидели, отдыхая на туристической базе в Сочи.

Участвуя в акции «Поезд Культуры Мира» мы познакомились с многочисленными историческими памятниками европейских городов: Дрезденская галерея, Берлинская стена, здание Рейхстага, Эйфелева башня, Собор Парижской Богоматери, Лувр, Монмартр, и, конечно, же Диснейленд, Римский Колизей, Ватикан, загадочная республика Сан-Марино, очаровательный город-памятник на воде Венеция, и культурно-поэтический центр Германии – Веймар и исторический Мюнхен; и средневековые замки Южной Чехии, Градец Кралове, Карловы Вары, и Злата Прага. Прекрасный Будапешт, излучина Дуная и Сентендре – колоритный веселый городок, Вышеградская крепость – бывшая королевская резиденция и, конечно же, незабываемые купальни в гротах скалы Мишкольца и будапештские термы купальни «Сечени». Путешествуя, мы учимся понимать те общие ценности, которые есть на планете, мы учимся культуре мира.

Мы изучаем по выбору и второй дополнительный язык французский. Не знать французского языка нам сегодня никак нельзя. Ведь наши соседи – французская фирма ООО «МИШЛЕН Русская Компания по производству шин». Представители фирмы – частые гости в школе. Генеральный директор фирмы Мишлен г-н Жан-Ив Ко вместе с коллегами побывал у нас на Дне общеевропейских языков, на базе лицея проходила районная экологическая конференция с участием общественности района и Московской области «Эко», в которой активное участие приняли представители общественности и фирмы Мишлен, побывали они и на Дне рождения Лицея. Результатом совместного сотрудничества явился живой интерес к лицею менеджера по связям с общественностью фирмы Мишлен Ан Жюли и директора международной школы Мишлен г-жи Даниель Моно, побывавшей у нас дважды. Также нас посетила Армель Гроппо – атташе по академическому сотрудничеству Департамента по сотрудничеству и культуре посольства Франции в России.  Намечен план дальнейшего сотрудничества педколлектива и учащихся лицея со школой в Клермон-Ферран. Господин Жан –Ив Ко является почетным членом Попечительского Совета лицея. С помощью фирмы Мишлен оборудованы новые прекрасные кабинеты: 2 лингафонных кабинета и Интернет-центр, видеозал, кабинеты начальной школы и другие.

 

                            Подпроект «…Приведи в порядок Планету…».

 

     Работа ведется в двух направлениях: “Cохранение окружающей среды” и “Здоровье и здоровый образ жизни”.

        1.  Сохранение окружающей среды.

     Наш лицей – маленькая планета. Все главное в судьбе человека начинается со школы. Какими мы будем в школьные годы, такими станем и в последующей жизни. Наш лицей самый лучший, потому что он НАШ. Мы любим и бережем свой лицей!

     Лицейский экологический клуб «Тари» занимается озеленением школьной планеты: ребята разводят экзотические растения, которые украшают классные комнаты, фойе, коридоры. Традиционны ярмарки-распродажи цветов и рассады. На пришкольном участке осуществляется дизайн школьного ландшафта, территория подшефного детского садика «Родничок» всегда в ухоженном состоянии благодаря нашим экологам, вместе со взрослыми ребята участвуют в уборке и благоустройстве территории микрорайона.

     Наша экологическая тропа проходит через озера,  лесополосу, родники до Куровского мехсемлесхоза, на базе которого работает школьное лесничество. Традиционными являются школьные экологические и научно-практические конференции с привлечением общественности. Активно развивается экологический туризм. Экологи-старшеклассники ведут контроль за состоянием воды, воздуха, земли, флоры и фауны. Ребята сотрудничают с доктором химических наук, профессором Московского государственного университета Мансуровым Г.Н., а также с представителями французской фирмы ООО «МИШЛЕН Русская Компания по производству шин» (Франция). А еще у нас летом при школе работает оздоровительно-экологический лагерь и школьная трудовая бригада. Ребята следят за чистотой в поселке и на территории озера – зоне отдыха. А также работают по заданию мехсемлесхоза в питомнике.

     Лицей – участник акции «Общероссийские Дни защиты от экологической опасности на территории Московской области».

     На Дне Лицея педагогическому коллективу неоднократно вручается грамота Куровского опытного лесного хозяйства с благодарностью за содействие в работе и активное привлечение учащихся к сохранению и приумножению лесных богатств.

        

         2. Здоровье, здоровый образ жизни.   Эти вопросы очень важны для нас. У нас хорошие условия для занятий спортом. Ребята занимаются в многочисленных спортивных секциях и клубах при детской спортивной школе и при лицее непосредственно. Спортивную базу помогают улучшить наши попечители – французская фирма «Мишлен». Теннисные столы, 20 пар пластиковых лыж, хоккейная коробка, форма для хоккеистов – это их подарок. Наши ребята принимают участие в Лыжне России, ученик 10б кл. Титов Алексей зачислен в сборную команду Москвы по лыжным гонкам и участию в спартакиаде школьников России в городе Первоуральске, в районных и областных соревнованиях по настольному теннису и другим видам спорта. Культ спорта становится важным для всех.

     В лицее оборудованы теннисный и тренажерный залы. Это оказалось возможным благодаря средствам, выделенным Московской областной Думой лицею как участнику конкурса на лучшую Программу развития. А также ребята получили возможность заниматься танцами в прекрасном хореографическом зале.

     В лицее работает психолого-педагогическая служба. Социальные педагоги помогают учителям, родителям в работе с детьми, требующими особого внимания и психологической поддержки. В школе и социуме работает большое количество кружков, секций, студий, объединений, обеспечивающих круг занятости, реализацию интересов, увлечений подростков.

      Школа – малая частица, слепок гражданского общества, которое мы пытаемся построить. И очень может быть, что-то детско-взрослое сообщество, которое мы культивируем в наших школах сегодня, - завтра станет нашим общим гражданским обществом, построенном на терпимости, принятии друг друга, диалоге, согласии, самоорганизации и взаимодействии.

 

                                  

Я помню строки как наказ,

   он для меня был сказан:

   «поэтом можешь ты не быть, а

Гражданином быть обязан!»

России, Родине служить,

А путь мой с ней навеки связан.

Жила она, живет и будет жить

Душой неравнодушных граждан!

А мы на мирные дела

Направим все свое уменье.

И не пустые это словеса,

Не разовое вдохновенье!

 

Россия ждет,

Она ждала всегда

Своих героев,

Своих гардемаринов

И хочет видеть в нас, и ждет всегда

И патриота, и гражданина.

 

   Акростихотворение  «Я – гражданин России» ученицы лицея Марины Исаевой.

   Это мысли, чувства, оценка юного человека, который проходит школу гражданского становления так необходимого всем сегодня: и юным, и взрослым.

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»