Управление образования Орехово-Зуевского муниципального района МО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Давыдовский лицей"

- победитель конкурса ПНПО 2006г. , 

- победитель конкурса  МОУ в Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы 2012г.

 

Интегрированные уроки

 

    

Интегрированные уроки как одна из форм организации

учебно – воспитательного процесса в новых инновационных технологиях.

                                                                                                                 

   Организация учебно – воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

   Мы поставили перед собой задачу отыскать возможные точки соприкосновения, показать пример широкого сотрудничества предметов на уроке через сотрудничество учителей и школьников как новой формы урочной деятельности, расширить кругозор учеников и повысить их познавательную активность.

   Способ решения этой проблемы мы увидели в использовании инновационной технологии интегрированного урока.

   Предметы «Биология» и «География» были выбраны не случайно. Ведь изучаемые темы по данным предметам иногда совпадают по содержанию, что учит воспринимать окружающий мир во всем его богатстве, обогащать  внутренний мир ребёнка.

   Мы задумались: что следует понимать под интеграцией? Какой предмет должен стать опорным? Сколько времени следует отводить на изучение материала по каждому предмету?

 

   Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

 

   Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного материального мира.

Выбор интегрированного урока как средства повышения мотивации обучения учащихся объясняется целым рядом причин:

-  Во-первых, мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве,

а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

-  Во- вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно - следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

-  В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна.

- В-четвертых, интеграция снижает перегрузки учащихся, подкрепляет мотивацию обучения.

- В-пятых, интеграция  даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

 

Таким образом, преимущества интегрированного урока заключаются в том, что он:

-  формирует у ребёнка целостное представление картины мира; объединяет знания из разных областей, что вызывает интерес ребёнка к предмету изучения;

-  повышает мотивацию ребёнка к обучению и самопознанию;

-  способствует развитию гармонической (интеллектуальной и эмоциональной) личности ребёнка;

-  снимает перенапряжение и перегрузку, что способствует положительному эмоциональному состоянию ребёнка на уроке.

-  развивает образное мышление, творческую активность учащихся.

 

   В своей практике мы проводим интегрированные уроки двух видов.

В первом случае время, отводимое на каждый предмет, строго регламентировано. Урок, проводившийся по одной теме, делится в то же время на две или три части, каждую из которых ведёт разный учитель. Несмотря на общую цель, перед каждым из педагогов стоят собственные задачи, диктуемые спецификой предмета.

   Так, в ходе интегрированного урока по теме «Вода: известная и неизвестная…», учитель географии даёт характеристику гидросфере, как водной оболочке Земли; учитель биологии подводит учащихся к оценке роли воды в жизни растений, животных и человека, а понимание необходимости бережного и экономного отношения к водным ресурсам приходит к учащимся после проведённого анализа химических свойств воды совместно с учителем химии.

Во втором случае, на проведённом нами уроке по теме «Растения в государственной символике стран Азии» (11 класс) звучит не только общая цель урока – познакомить учащихся с особенностями  экономико – географического развития стран Азии, но и ставятся общие задачи:

– сформировать умения классифицировать гербы стран по значению и смыслу растений, изображённых в государственных символах,

- познакомить учащихся  с географическими особенностями стран с данными символами; - обобщить знания о биологических особенностях растений, представленных в государственных символах.

 

Итак, теперь можно подвести общий итог того, почему мы считаем, что имеет смысл использовать интегрированные уроки как форму урочной деятельности:

1.Потому что они  выходят за рамки общепринятых норм – обучающих, развивающих и воспитывающих как желательная форма в дополнение к привычной школьной урочной жизни.

2. Потому что необходимость совместной реализации поставленной проблемы урока требует от учителей тонкого настроя на эмоциональную обстановку в классе, на изменяющуюся ситуацию во время урока и друг на друга.

3.Задействованный в процессе урока механизм одновременно – последовательного преподавания выстраивает наряду со старой  (учитель – ученик, ученик - ученик) и новую воспитательную линию общения учитель – учитель, которая ближе стоит к форме межличностного общения человек – человек.

 

   Таким образом, интеграция должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира, как системы, научить ребёнка с первых  шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция – средство получения новых представлений на основе  традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определённые наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования.

 

    

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»